Зубной порошок, банный день раз в неделю, хозяйственное мыло на все случаи жизни — все это нам сейчас кажется странным и неэффективным, а люди поколениями жили в такой парадигме. Как это сказывалось на здоровье и почему уровень безграмотности советского населения в вопросах чистоты и гигиены сейчас сильно преувеличен — разберемся вместе с психологом Жале Аскеровой.
Мыться с мылом и не плевать на пол: как все начиналось
После Октябрьской революции, в марте 1918 года, произошел последний перенос столицы в истории России — из Петрограда в Москву. Этот факт и начавшаяся в 1930-м году индустриализация поспособствовали притоку в Москву новых жителей. В 1917 году в городе было зарегистрировано 1,8 млн человек, а в середине 1930-х — уже более 3,5 млн. За десятилетие население увеличилось вдвое — по словам очевидцев того времени, на улицах буквально было тесно.
Город едва успевал строиться в темп росту населения, но проблема заключалась не только в этом. Многие приезжие привозили в город достаточно сельские представления о гигиене — например, что в холодное время года мыться можно не чаще раза в месяц, поскольку снижено потоотделение. Также в условиях последствий гражданской войны и дефицита даже вещей первой необходимости, было естественно выручать друг друга — так, люди могли пользоваться одним полотенцем, посудой и другими заведомо личными предметами. В условиях коммунальной жизни эти привычки могли спровоцировать антисанитарию, поэтому в 20-30х годах тема чистоты стала для государства одной из важнейших. Первым популяризатором личной гигиены стал врач Николай Семашко, избранный в 1918 году народным комиссаром здравоохранения. При нем сформировался всеобщий гигиенический минимум, к которому следовало стремиться (читайте также: Проверено мамами: 5 лайфхаков советских женщин по уходу за собой и домом, которые работают и сегодня).
«На первом уровне для советской власти находились культура личной гигиены населения — привычка мыться с мылом, чистить зубы и не плевать на пол»
Акцент на мыло был сделан, поскольку в деревнях за его неимением могли мыться, например, золой. Тогда же стали популяризировать важность постельного и нижнего белья, использования столовых приборов и мытья рук перед едой. Появились многочисленные брошюры и плакаты, агитирующие пользоваться мылом.
Исподнее, вина и стыд
В крестьянской России нижнее белье в современном его понимании никогда не пользовалось популярностью, поэтому донести до бывших деревенских жителей его важность тоже предстояло государству в рамках курса на чистоту и здоровье. Брошюры 1920-х годов гласили: «Необходимо не менее 2-3 смен белья, чтобы была возможность содержать тело в чистоте: пока одна смена носится — другая находится в стирке». Менять белье рекомендовалось не реже раза в 10 дней — сейчас звучит жутко, но на начальных этапах пути к смещению фокуса граждан с разрухи, нанесенной прошлым, на становление лучшего настоящего, это было прорывом.
Неглиже в СССР не было красивым — универсальные семейные трусы, «лифчики» ограниченного размерного ряда, рейтузы и хлопковые чулки преследовали цель закрывать все то, что должно быть закрыто, а об их удобстве носители на первых порах должны были заботиться самостоятельно: подгонять по размеру, ушивать. Ресурсов на производство белья было недостаточно, поэтому о моделях и каком-то размерном ряде речи не шло. В 30–40-е годы все носили практически одинаковое белье, а во времена войны все бельевые фабрики перепрофилировались в производство текстиля, необходимого на фронте. Так, за неимением вариантов, многие советские женщины долгие годы носили еще дореволюционное исподнее.
«Об устрашающем женском белье советского периода слагают легенды, совершенно забывая о том, как в этих условиях чувствовали себя сами женщины», — рассказывает психолог Жале Аскерова. Она отмечает, что пресловутое «в СССР секса не было» появилось не просто так, а из-за всепоглощающего чувства вины и стыда у советских людей (читайте также: Чего стыдились женщины в СССР: 5 вещей, которые вызовут у вас недоумение сейчас).
«Эпоха порождала множество противоречий: тело должно быть здоровым едва ли не на государственном уровне, но не должно отсвечивать как отдельное явление, которое требует внимания. В общественных банях все равны, но, не дай бог, кто-то увидит даже намек на ваше белье в обычной трудовой жизни. Случайно оголившийся кусок лямки от бюстгальтера под платьем или манжета от кальсон, выглядывающая из-под брюк — это срам и позор. Никто не должен знать, что у вас под одеждой. А желание женщин выглядеть более привлекательно для себя самой, украшать или перешивать безразмерное белье по зарубежным выкройкам высмеивалось, как что-то недостойное, излишнее. Так, для многих собственная телесность — до сих пор сложная, противоречивая и запретная тема. Мы еще не избавились от многолетнего гнета фонового стыда за тело»
Однако женщины действительно хотели выглядеть женственно вопреки всему. Они носили комбинации, по возможности заказывали красивые модели из-за рубежа или у советских швей, модифицировали белье на свое усмотрение. А когда появляются капроновые чулки, бюстгальтеры привычной формы, и, в особенности, колготки — девушки и женщины Союза наконец позволяют себе почувствовать себя красивыми. Но только тихо, и чтобы никто об этом не знал.
Семь бед — один ответ: мыло как панацея
Сейчас можно встретить мнение, что мылись в СССР исключительно хозяйственным мылом, используя его как шампунь, стиральный порошок и пену для бритья. На самом деле, все немного сложнее. Внедрение мыла в обиход граждан происходило централизованно: на производства столицы мыло поставлялось в больших объемах и всегда присутствовало в заводских душевых. В то же время, оно начало появляться в продаже для использования дома (читайте также: Запах молодости: 8 ароматов, за которыми охотились все советские женщины).
На производстве расклеивались агитплакаты. В селах организовывались соревнования по чистоте. «Мойдодыр», где мыло «кусалось, как оса», издавался огромными тиражами, несмотря на критику произведения Надеждой Крупской. К мылу привыкли достаточно легко, встроили его в часть повседневности и культуры. В пионерлагерях дети тоже были обязаны блюсти чистоту и даже проводили тематические соревнования.
«До недавнего времени люди пользовались мылом только по большим праздникам; теперь с мылом моются в 87% колхозных дворов, и у 55% колхозников имеются личные полотенца», — констатировала газета «Известия» в 1934-м году. Однако до середины ХХ века были проблемы с обеспечением населения водой. Воды в домах могло не быть даже при наличии водопровода — регулярные поломки и перебои в работе делали его практически бесполезным. Альтернативой служили колонки с водой, расположенные на улицах. Чтобы провести гигиенические процедуры, воду носили в ведрах и грели. Поэтому наличие у граждан мыла еще не было залогом регулярного и повсеместного поддержания чистоты тела — проблему водоснабжения необходимо было решить. Так, стали массовыми душевые с горячей водой на рабочих местах (фабриках и заводах) и душевые павильоны, в которые можно было прийти и помыться горячей водой.
Разнообразие средств гигиены, а точнее его отсутствие — большая боль советских людей, а также область применения смекалки. Множество позиций, которые предоставлял рынок, применялись не только по прямому назначению, но и по смежным: раствором стирального порошка женщины мыли голову, а зубной порошок стал универсальным средством в хозяйстве.
Выдержки из книги «Домоводство» конца 50-х годов гласят: «Кожу головы и волосы, которые загрязняются пылью, чешуйками отшелушившегося рогового слоя, пропитанными выделениями сальных и потовых желез, нужно периодически мыть водой с мылом. Намыливать голову нужно так, чтобы не только все волосы, но и кожа головы были покрыты мыльной пеной. Смыв мыльную пену, следует несколько раз ополоснуть голову», «Чтобы предохранить ногти от грязи во время работ (в поле, на огороде, при уборке квартиры), рекомендуется до начала работы поскрести ногтями кусочек мыла так, чтобы оно набилось под ногти, а после работы хорошенько щеткой промыть ногти».
Как правило, в 12-15 лет у девушек наступают менструации. В этот период следует особенно тщательно соблюдать чистоту. «Во время менструации надо два раза в день подмываться теплой кипяченой водой с мылом», — эти предписания возникли не потому, что кроме мыла ничего не было — просто оно, в отличие от шампуня, уже было повсеместно доступно. Первые шампуни, произведенные в СССР, были на спиртовой основе и без отдушек. В местах, где не было ни шампуня, ни мыла, для ухода за волосами шли в ход подручные средства — стиральный порошок, желтки или мука, как первый «сухой шампунь» (читайте также: От сушеных лягушек до горчицы: чем мыли волосы до появления первого шампуня).
Банная культура: здесь все равны
«Общественные бани — действительно часть советской культуры. Посещение бани, помимо цели обеспечения гигиены, было неким социальным ритуалом. Баня — это место, где встречались разные слои общества, и все были равны: в парилке спокойно находились вместе и общались рабочий и доктор наук. Взаимопомощь и совместное пребывание в парной укрепляло чувство коллективности и единства», — объясняет феномен культа бани психолог Жале Аскерова.
Более того, в условиях советского увлечения разного рода физиотерапией, банные процедуры считались еще и полезными для здоровья. Горячий воздух и пар, по заверению врачей, помогал бороться с простудными заболеваниями, укреплял иммунитет и способствовал восстановлению после тяжелой недели. Многим баня помогала и на психологическом уровне — после нее люди чувствовали себя обновленными, свежими и полными сил.
Фото: Кинопоиск, архивы пресс-служб