Хоакин Феникс сегодня заслуженно считается одним из самых талантливых и разноплановых голливудских актеров, который способен перевоплотиться до неузнаваемости ради новой роли. Его негодяи всегда пронизаны такой же глубиной, как и романтические персонажи. От роли легендарного кантри-певца Джонни Кэша в «Переступить черту» (ради которой Феникс научился играть на гитаре и самостоятельно исполнил все вокальные партии) до эгоистичного и крайне жестокого императора Коммода в «Гладиаторе» – этот удивительный артист раз за разом доказывает, что его актерский диапазон безграничен.
Но в отличие от многих других кинозвезд, попавших в индустрию благодаря разнообразным привилегиям, творческий путь Хоакина Феникса был извилистым и непростым. Травмирующий детский опыт и трагическая смерть старшего брата сильно повлияли на формирование личности будущей голливудской звезды. Однако именно через преодоление Феникс смог стать тем, кем он является на сегодняшний день. Теперь, когда в его актерской копилке уже около 100 ролей, более 20 номинаций на престижные кинонаграды и два «Золотых глобуса» (один из которых – за нашумевшего «Джокера»), мы решили оглянуться назад и проанализировать самые яркие эпизоды из прошлого невероятного Хоакина Феникса.
Детство в секте и смена фамилии
Хоакин Рафаэль Боттом появился на свет 28 октября 1974 года в Пуэрто-Рико, где и провел ранние детские годы. Его родители – Арлин и Джон – были членами христианской миссионерской секты «Дети Бога», которая сегодня считается деструктивным культом. Из-за причастности к этой организации семья Хоакина много путешествовала по всей Южной и Центральной Америке, проводя большую часть времени в Венесуэле. Однако постепенное ужесточение верований и новые практики секты оказались настолько чудовищными, что даже такие преданные адепты, как Арлин и Джон Боттом, приходили от них в ужас. Например, среди последователей «Детей Бога» начала поощряться сексуальная активность детей в возрасте трех лет, а также инцесты. Хотя Хоакин никогда не говорил о том, что стал жертвой или подвергался жестокому обращению в детские годы, его старший брат Ривер признавался, что его первый сексуальный контакт произошел, когда ему исполнилось четыре.
Родители Хоакина приняли решение бежать вместе с детьми – сначала на грузовом лайнере во Флориду, где жили родители Арлин, а затем в Лос-Анджелес. Тогда же они сменили фамилию на «Феникс» (название мифического существа, которое возрождается из пепла), что стало символом их собственного перерождения после выхода из культа. В дополнение к этому Хоакин попросил родителей называть его Лиф (от англ. Leaf – Лист), чтобы его имя имело отношение к природе и лучше сочеталось с именами братьев и сестер (River, Summer, Rain и Liberty). Они согласились. Хоакин вернул себе имя, данное при рождении, только в 1991 году, кода ему исполнилось 16.
Первое время дети подрабатывали, играя музыку на улицах Лос-Анджелеса, чтобы помочь родителям оплатить аренду жилья. Впоследствии их матери удалось получить должность секретаря в NBC, где она познакомилась с американским агентом по работе с талантами Айрисом Бертоном, который со временем стал другом семьи. Творческие способности детей Арлин произвели на мужчину большое впечатление, и он посоветовал коллеге начать водить их на кастинги.
Первые роли и громкий успех
Первым из всех детей в Голливуде был замечен Ривер. В 1982 году он получил заметную роль в телесериале «Семь невест для семерых братьев». Постепенно за ним подтянулись и другие братья и сестры. Так, например, свою первую актерскую роль Хоакин сыграл в том же телепроекте, что и старший брат. Затем последовали и другие предложения. Хоакин снялся в сериале ABC «Специально после школы», «Она написала убийство», «Каскадеры» и «Блюз на Хилл-стрит» между 1982 и 1984 годами. Достаточно быстро он стал получать главные роли, как и Ривер.
Однако настоящим прорывом для Хоакина стала роль мальчика Гарри в комедийной драме «Родители» 1989 года. Фильм обрел большую популярность и признание широкой аудитории, а юного Феникса номинировали на премию Young Artist Award. После этого молодого и перспективного актера стали все чаще приглашать в новые кинопроекты. Однако трагедия в семье заставила Хоакина поставить свою актерскую карьеру на паузу, которая продлилась почти два года.
Смерть старшего брата
Это случилось в ночь на Хэллоуин 1993 года. Хоакин Феникс и его сестра Рейн проводили время в голливудском ночном клубе Viper Room, который принадлежал Джонни Деппу. Чуть позже туда приехал и его старший брат Ривер, который на тот момент уже был «оскаровским» номинантом и обладателем награды фестиваля в Венеции. Через некоторое время он отлучился в туалет, где ему предложили наркотики. Ривер решил повеселиться и согласился принять запрещенные вещества. Однако уже через несколько минут ему стало плохо – у него случилась передозировка. Увидев брата в конвульсиях, Хоакин стал звонить 911, умоляя врачей поспешить, в то время как его сестра пыталась реанимировать Ривера. Прибывшая бригада неотложной помощи забрала молодого человека в больницу, но медикам не удалось его спасти, несмотря на все приложенные усилия. В 1:51 они констатировали его смерть. Хоакину тогда было всего 19 лет.
Он был настолько опустошен и шокирован произошедшим, что прекратил сниматься в кино. Масла в огонь добавил тот факт, что в прессе была опубликована аудиозапись его звонка в 911, а также фотографии папарацци, сделанные во время похорон. «Эту запись отправили на радио и телевидение, — рассказывал позднее Хоакин. — Ривера сфотографировали в гробу. И эти истеричные девчонки на похоронах едва не упали в могилу. Это омерзительно. Прошло немало времени, прежде чем я справился с этим шоком». Трагедия сильно повлияла на всю семью – родители Хоакина расстались, а его отец Джон вернулся в Южную Америку. Арлин с дочерьми решила некоторое время пожить во Флориде, чтобы избежать неуместного внимания прессы, Хоакин же присоединился к Джону в его путешествии по Южной Америке.
Восхождение на голливудский Олимп
Но, очевидно, Хоакину было суждено реализовать свой потенциал в киноиндустрии, поэтому после перерыва он вернулся к актерской профессии, работая с еще большим рвением, чем прежде. В 1995 году вместе с фильмом «Умереть во имя», основанном на реальных событиях, начинается новая глава в карьере нашего героя. В этой картине Феникс перевоплотился в молодого человека по имени Джимми, чья возлюбленная (Николь Кидман) убеждает его убить ее мужа.
После успеха «Умереть во имя» Хоакин снялся в фильме Оливера Стоуна «Поворот», а затем появился в романтической драме «Выдуманная жизнь Эбботов» и триллерах «8 миллиметров» и «Мишени». И наконец, в 2000 году, он сыграл роль императора Коммода в фильме «Гладиатор» Ридли Скотта, которая не только принесла Хоакину Фениксу первую номинацию на «Оскар», но и положила начало целой веренице успешных киноработ.
Радикальный актерский метод
Хоакин Феникс, как и его предшественник по роли Джокера – Хит Леджер (читайте также: «7 лучших фильмов с Хитом Леджером»), обладает своим собственным подходом к работе, который отличается радикальностью и скрупулезностью. Так, например, на съемочной площадке фильма «Переступить черту» Феникс попросил своих коллег называть его J.R. (настоящими инициалами Джонни Кэша, роль которого он играл). Помимо этого актер месяцами изучал биографию музыканта и не расставался с гитарой. Для создания нужной атмосферы Хоакин также предложил не кормить статистов, которые изображали заключенных. Вряд ли артисты массовки обрадовались такой инициативе, но методы Феникса действительно оправдали себя: за роль Джонни Кэша актер получил номинацию на «Оскар» и забрал «Золотой глобус» за лучшее исполнение мужской роли в музыкальном фильме.
Чтобы убедительно сыграть работника пожарной бригады в картине «Команда 49: Огненная лестница», актер окончил курс в Балтиморской пожарной академии, где тренировался наравне с другими студентами и даже тушил настоящие пожары. Для роли Иисуса в фильме «Мария Магдалина» Феникс не только перечитал все четыре Евангелия, но и сел на жесткую диету, позволяя себе лишь одно яблоко в день. «Работать с Хоакином — все равно что работать с прекрасным диким животным, – отзывался о нем режиссер «Марии Магдалины» Гарт Дэвис. – Вы должны дать ему пространство, свободу, чтобы его игра могла находить сама себя: сырая, необжитая и по-настоящему естественная. С самого начала я не представлял другого актера, который мог бы сыграть Иисуса».
Кардинальная смена имиджа и заявления о начале рэп-карьеры
В конце 2010-х Хоакин Феникс ошеломил общественность заявлением, что намеревается завершить свою актерскую карьеру и стать рэпером. Поклонники и журналисты даже предполагали, что актер подсел на наркотики или алкоголь – так сильно он изменился внешне. Однажды он заявился на популярное шоу Дэвида Леттермана в совершенно неузнаваемом образе – в солнцезащитных очках и с длинной бородой. Поведение Феникса шокировало зрителей не меньше, чем его внешний вид. Он жевал жвачку (которую впоследствии приклеил к внутренней стороне стола Леттермана), бормотал какую-то чушь, покрывал бранью своих коллег-актеров и, казалось, был не в состоянии связно ответить ни на один вопрос ведущего.
Впрочем, вскоре выяснилось, что эта странная история с уходом из кино и новый образ Феникса были лишь частью пиар-кампании проекта «Я все еще здесь». В этом псевдодокументальном фильме Хоакин сыграл актера, который покидает кинематограф, чтобы заняться творческими поисками себя, лелея мечту о музыкальной карьере. Однако вместо того, чтобы стать звездой хип-хопа, он набирает вес, увлекается алкоголем и наркотиками, скатываясь на самое дно жизни. По словам Феникса, работа над этим проектом увлекла его с головой, позволив раздвинуть привычные рамки и нащупать новые грани актерского мастерства.
Борьба за права животных и приверженность веганству
10 января 2020 года Хоакина Феникса арестовали за участие в климатическом протесте, организованном его коллегой Джейн Фондой, на котором он выступил с речью и призвал защитников экологии отказаться от животной пищи. Это далеко не первый раз, когда актер пытается убедить людей обратиться к веганству и защитить права животных. Он активно поддерживает инициативы таких организаций как PETA (Люди за этичное обращение с животными) и In Defense of Animals (В защиту животных). В 2005 году Феникс озвучил фильм «Земляне», который посвящен проблеме жестокого обращения с животными в современном капиталистическом мире, а также стал исполнительным продюсером документального фильма Netflix «Что такое здоровье», в котором утверждается, что веганский образ жизни может предотвратить рак.
Сам Хоакин Феникс придерживается веганства с тех пор, как ему исполнилось четыре года. В интервью изданию Collider он рассказал о том моменте своего детства, который заставил его навсегда отказаться от употребления животных в пищу. «Они ловили рыбу, – вспоминал актер. – Мне кажется, они специально ударяли их [пойманных рыб] об борт лодки, чтобы оглушить. Я подумал, что это ужасно несправедливо. Это сильно повлияло на меня – я стал недоверчивым, злым, боялся людей и всего человечества. Мне казалось, что это было грубым злоупотреблением властью. С того момента я понял, что больше никогда не буду есть животную пищу».
Такой неоднозначный «Джокер» и абсолютно невероятный Феникс
13 января 2020 года были объявлены номинанты на премию «Оскар», среди которых вполне заслуженно оказался Хоакин Феникс, исполнивший главную роль в нашумевшем фильме «Джокер» (читайте также: «От “Джокера” до “Паразитов”: объявлены номинанты на “Оскар 2020”»). Актер перевоплотился в мужчину по имени Флек, который страдает от насилия и общественного отчуждения, но в результате становится символом протеста таких же несчастных и загнанных в угол людей. После выхода картины на широкие экраны критики единодушно сошлись во мнении, что Феникс блестяще справился с ролью, но основная идея фильма пришлась по душе далеко не всем. Некоторые обозреватели до сих пор считают, что создатели «Джокера» буквально дали оружие всем маргиналам, поощряя их совершать аморальные поступки во имя собственного видения справедливости. Вопрос о том, оправдывает ли фильм насилие или его стоит воспринимать исключительно как художественный проект, постоянно звучали на пресс-конференциях. Исполнитель главной роли долгое время предпочитать никак не комментировать эту тему. Однако впоследствии журналисту издания Vanity Fair удалось добиться от Феникса ответа.
«Когда я читал сценарий, я думал: "Зачем делать что-то, где мы симпатизируем или сочувствуем этому злодею?" – поделился актер своими мыслями. – Ну потому что это то, что мы обязаны сделать. Для нас все так просто, мы хотим простых ответов, мы хотим очернить людей. Мы чувствуем себя хорошо, когда мы можем идентифицировать зло. "Ну, я не расист, потому что у меня нет флага конфедератов и я не участвую в их протесте". Это позволяет нам чувствовать себя так, но это неправильно, потому что мы не замечаем скрытый расизм, который есть у большинства белых людей. И это может быть что угодно. Любые проблемы, которые у вас есть. Я почувствовал, что мы должны исследовать этого злодея».
И, безусловно, Феникс сумел это сделать, создав многогранный и сложный образ, который вызывает столько неоднозначных и смешанных эмоций у зрителей.
Фото: Getty Images, КиноПоиск