Нападение на Сергея Филина
Трагическое происшествие, взбудоражившее весь мир, произошло поздним вечером 17 января. Художественный руководитель балета Большого театра Сергей Филин подходил к своему дому, когда его кто-то окликнул. Филин обернулся, неизвестный злоумышленник плеснул ему в лицо кислотой и скрылся. Начало этой истории известно всем, а вот какой будет развязка – никто пока не знает.
Сергей Филин с ожогами лица и глаз был доставлен в больницу, а полиция принялась разыскивать преступников. 7 марта был арестован Павел Дмитриченко, ведущий солист Большого театра, у которого могли быть личные причины для ненависти к Филину. Вместе с Дмитриченко под арест попали предполагаемый исполнитель Юрий Заруцкий и сообщник Андрей Липатов. На первый взгляд, все просто: Дмитриченко затаил на руководителя обиду (тот будто бы не дал главную роль его спутнице жизни) и решил мстить. Однако не все складывается в четкую картину. Во-первых, исполнитель преступления уже взял на себя вину. По словам мужчины, идея жестокой расправы принадлежит ему, а Дмитриченко не просил его обливать противника кислотой. Во-вторых, за артиста вступилась балетная труппа Большого театра. По мнению коллег, он мог сломаться и оговорить себя под давлением. Танцовщики начали сбор денег для адвоката, а также написали письмо в поддержку Павла Дмитриченко, и это о многом говорит.
«Мы просим честного и непредвзятого расследования трагедии, произошедшей с Сергеем Филиным, скрупулезного изучения всех обстоятельств и возможных мотивов преступления и соблюдения всех правовых и юридических норм. Речь идет не только о судьбах известных артистов, но в конечном итоге о репутации одного из лучших театров мира и российской культуры в целом» – с таким письмом труппа Большого обратилась к властям.
Руководство Большого театра тоже не уверено в абсолютной виновности артиста. «Его к этому подвигли. Поэтому он оказался не тем реальным заказчиком, каким его выставляют. Он такой же исполнитель», – прокомментировал генеральный директор театра Анатолий Иксанов.
«Как только мне скажут: "Сергей, вы свободны! Вы можете идти дальше", я вас уверяю, я опять будут в строю, я обязательно вернусь в Большой театр». Сергей Филин
Жертва преступления Сергей Филин тем временем находится в Германии. Немецким врачам удастся спасти его зрение, и худрук балета Большого уже подумывает о возвращении к работе. В комментариях относительно произошедшего он очень осторожен. «Был узкий круг людей, которые испытывали ко мне неприязнь и провоцировали на конфликт, но никаких конфликтов не было, – сказал Филин. – Каждый человек делает свой выбор, и с этим выбором ему приходится жить. Тот человек, который, возможно, окажется заказчиком этого чудовищного преступления, он был в кругу подозреваемых».
Какой будет развязка этой истории, пока не знает никто. Нападение на Сергея Филина – беспрецедентный по своей жестокости случай. Однако для Большого театра крупные скандалы совсем не редкость. Только за последние десять лет это уже пятая история, которая привлекла всеобщее внимание.
Реконструкция Большого театра
В октябре 2011 года Большой театр открыл двери после масштабной реконструкции, но радостное событие не обошлось без неприятностей. Далеко не всем артистам понравились изменения. Больше всех возмущался Николай Цискаридзе, а бывшая танцовщица Большого Анастасия Волочкова поддержала коллегу. «Ваши дети уже никогда не увидят настоящее историческое здание, которым восхищался больше 150 лет весь мир. Вот и все», – сетовал Цискаридзе. «Придя в зал, вы уже не увидите тех шикарных люстр, которые украшали ранее зрительный зал, тех бронзовых ручек, роскошная лепнина из бронзы заменена на пластмассу, такое впечатление, что приклеена она на клей ПВА, – вторила Цискаридзе Анастасия Волочкова. – На данный момент создана коробка, которая лишь отдаленно напоминает этот стиль и вид. А кто был за кулисами Большого? Кто видел, что стало вместо драгоценного и дорогущего паркета, пропитанного потом, нервами, силами, душой тех артистов, танцующих там на протяжении многих лет и ставших легендой балета? Вместо этого паркета теперь кафель, и Большой театр внутри похож на психиатрическую больницу. Кто это строил? В раздевалке, рассчитанной на 14 человек, даже нет окна, в репетиционных залах такая высота потолков, что, если при поддержке юноша поднимет девушку на высоту вытянутой руки, балерина, наверное, получит сотрясение мозга. Как такое можно было построить? И это далеко не все, что можно об этом рассказать».
«Все было разворовано, пока шла реконструкция, и не секрет, что это была не реконструкция, а просто разрушение Большого театра». Анастасия Волочкова
Откровенная съемка Янина
В том же 2011 году Большой театр потряс и другой скандал. После восьми лет на посту управляющего балетной труппой в отставку подал Геннадий Янин. Причиной такого шага стали откровенные фотографии оргий с участием человека, как говорят, «похожего на Янина». Личная жизнь его работе никак не мешала, но порочащие снимки вынудили танцовщика оставить руководящую должность. «Это очень сложная, трудная работа, – прокомментировал тогда он. – А из-за того, что произошло, из-за того, как отреагировали мои коллеги, это лишь подтолкнуло меня к тому, что я давно собирался сделать – уйти с должности».
Увольнение Волочковой
Пожалуй, самая громкая история, о которой до сих пор помнят в России и за рубежом, – это увольнение Анастасии Волочковой. В сентябре 2003 года Большой театр продлил контракт с балериной только до конца декабря. Волочкова отказалась работать на таких условиях – и ее уволили. В качестве причины руководство называло лишний вес балерины и ее высокий рост. Этот скандал тут же привлек внимание международной прессы. К Волочковой даже приехали репортеры New York Times с весами и рулеткой и лично замерили параметры балерины. Оскорбленная Волочкова тогда решилась подать в суд и выиграла иск. В труппе Большого ее восстановили, но новых ролей у нее, конечно, больше не было. Анастасия, впрочем, все равно осталась в выигрыше: справедливость восторжествовала, а ее имя до сих пор так или иначе ассоциируют с Большим театром.
Лебединая песня Баскова
Через год после увольнения Волочковой в театре решили избавиться от еще одного известного в стране солиста. В июле 2004 года руководство Большого не продлило контракт с Николаем Басковым, который числился в труппе с 1998 года. На этот раз причину объяснили более деликатно: его деятельность не сочетается с репертуаром театра. Басков тогда действительно увлекся эстрадой, и маститые артисты из оперной среды отказывались признавать в нем коллегу. Так, Галина Вишневская сказала, что Баскову вообще не место на любой оперной сцене. В отличие от Волочковой, увольнение певец воспринял без особых эмоций и спокойно ушел. Так, громкого скандала удалось избежать. Конечно, балет - это не только интриги, но и высокое искусство.