Ирина Горбачева известна широкой публике по ролям в сериалах, среди которых «Дело чести», «Две зимы и три лета», «Молодая гвардия», а также как автор сверхпопулярного Instagram-аккаунта (запрещенная в России экстремистская организация) с комедийными абсурдистскими видеоскетчами. Вера Строкова также много снимается в кино и сериалах («Исаев», «Поиск улик», «Взгляд из прошлого» и другие). Впервые на экране она появилась в 2009 году в фильме Павла Бардина «Россия 88», позже сыграла главную роль в «Шапито-шоу» Сергея Лобана, ставшим одним из главных кинособытий 2011 года. Но главным для обеих актрис остается театр — о котором они рассказывают увлеченно, вдохновенно и с сияющими улыбками на лице.
Ирина Горбачева, актриса
В числе спектаклей, в которых Ирина Горбачева занята в «Мастерской Фоменко», — «Дар», «Моряки и шлюхи», готовящейся к выпуску мартовской премьере «Мамаша Кураж» и других. За роль Елены в прошлогоднем «Сне в летнюю ночь» номинирована на премию «Золотая маска-2016». В начале 2016 года огромную популярность внезапно приобрел ее аккаунт в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) с абсурдистскими видеоскетчами.
О человеке, который вдохновляет. Вера сыграла судьбоносную роль в моей жизни. После «Щуки» меня брали к себе Петр Наумович (Фоменко) и Олег Павлович (Табаков) — я пошла в «Табакерку». Проработав там полгода, поняла, что безумно хочу в «Мастерскую». И тут, случайно, в кинотеатре встречаю Веру, которая говорит: «Что ты тупишь? У нас на днях будет показ, приходи, поговори с Петром Наумовичем». Я сутки не спала, не могла ничего есть. А когда пришла, услышала: «Мы вас ждали, давайте работать вместе». Это было невероятное счастье.
Об учителе. «Мастерская» — это такая большая сумасшедшая семья. Здесь каждый — настолько яркая личность, что, сколько бы вы ни были знакомы, он не перестает тебя удивлять. Петр Наумович для меня — гений. Я успела с ним поработать только в одном спектакле, «Театральный роман», но след, который он во мне оставил, это след абсолютно родного человека.
«Я получаю удовольствие от дуракаваляния, кривляния, переодевания. Я, конечно, не лирическая героиня»
О близком. Острохарактерные, комедийные роли — мне это очень близко. Мы с Верой из вахтанговской школы, а это школа представления, а потом уже переживания. Я получаю удовольствие от дуракаваляния, кривляния, переодевания. Я, конечно, не лирическая героиня.
О вдохновении. А в жизни вдохновляет Бог. Молитва, какая-то сопричастность духовной жизни. Театр — это тоже сопричастность, потому что здесь человек трудится душой. Мне кажется, в этом одна из миссий театра. Вот ты сидишь, смотришь в десятый раз «Сказку Арденнского леса» — ты не понимаешь, как артисты это делают — но ты в десятый раз плачешь после просмотра.
Любимые спектакли «Мастерской»: «Сказка Арденнского леса», «Рыжий», «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Сон в летнюю ночь».
Вера Строкова, актриса
Актриса «Мастерской Фоменко» с 2009 года. Сейчас играет в спектаклях «Алиса в Зазеркалье», «Театральный роман», «Сказка Арденнского леса», «Фантазии Фарятьева», премьере сезона 2015/2016 «Школа жен» и других постановках. Исполнила главную роль в комедии Сергея Лобана «Шапито-шоу».
О человеке, который вдохновляет. Ира — это развевающийся флаг. Добро, свет, неистощимая выдумка. С ней необыкновенно легко и спокойно. Человек-аура. Для меня большое счастье, что нас с ней свела судьба. А как она играет Елену в «Сне в летнюю ночь» — ее восторг заполняет весь этот, довольно большой, зал.
Об испытании и «грехах». «Мастерская» для меня — испытание. Потому что нужно соответствовать, братан. Профессиональному и культурному уровню. Помню, когда я пришла на прослушивание в стажерскую группу театра, меня поразила Галина Борисовна Тюнина. Было 12 часов ночи, она сидела в зале в белой накрахмаленной рубашке, в оранжевых очках, с идеально прямой спиной, и от нее веяло такой свежестью.
«С тех пор «согрешить» стало мои жизненным кредо. Чуть что не так — пускаюсь во все тяжкие»
На втором туре я совсем разнервничалась, зажалась, и в этот самый ответственный момент Петр Наумович попросил меня «согрешить». Когда дело не шло, он всех просил «согрешить», то есть показать крайнюю степень каких-то проявлений. Я начала петь «Очи черные», это был ужасный провал. Но каким-то чудом меня взяли. С тех пор «согрешить» стало мои жизненным кредо. Чуть что не так — пускаюсь во все тяжкие.
Об учителе. Петр Наумович репетировал по восемь часов подряд, вообще не вставая из-за стола, не ел, не спал, никуда не выходил. Я хаотически записывала его шутки, замечания на клочках бумаги, хотя их нужно было сохранять в блокноте с золотым тиснением. Сейчас, через годы, что-то всплывает, и тут тебя вдруг осеняет: вот что он имел в виду.
Любимые спектакли «Мастерской»: «Три сестры», «Семейное счастие», «Современная идиллия», «Война и мир» с Полиной Агуреевой, «Руслан и Людмила» — это такой наш панк-спектакль.
Фото: Алина Каро