В XIX веке салонов красоты не существовало, вместо них — служанки или приходящие на дом парикмахеры, которые мыли и укладывали волосы в прическу. Марта Харпер открыла первый салон красоты, придумала свою систему ухода и приспособления, которые существуют до сих пор. Рассказываем, как простой служанке удалось построить бьюти-империю и создать бизнес на франшизе.
Тяжелое детство
Марта Матильда Харпер родилась в Онтарио в Канаде 10 сентября 1857 года. В семье было 10 детей, Марта была четвертой. У ее отца не хватало денег, чтобы прокормить семью, поэтому в какой-то момент он решил использовать детей как рабочую силу.
В 7 лет Марту отправили работать служанкой к одному богатому фермеру. Все заработанные деньги Марта возвращала отцу. Затем девочку перевели в дом врача, предположительно им был Уэстон Лерой Херриман, практиковавший во время гражданской войны.
Херриман интересовался физиологией волос, их гигиеной и влияния расчесывания на рост. Дело в том, что в XIX веке за волосами практически не ухаживали: мыли редко из-за недостатка горячей воды и мыла. Шампунь тогда еще не изобрели. Своими знаниями врач делился с Мартой и перед смертью в 1879 году он передал ей фирменный рецепт тоника для волос из натуральных трав. Спустя время Марта Харпер решила отправиться в Рочестер, штат Нью-Йорк, в поисках новой жизни и более оплачиваемой работы.
Начало карьеры
В Рочестере Марта снова устроилась работать служанкой: сначала к адвокату, а потом к богатой особе Луэлле Робертс. Марта стала личным парикмахером Робертс: делала лечебные маски и массаж головы. Также в это время она начала разрабатывать собственную формулу тоника на основе рецепта Херримана. Она тестировала тоник на соседках и раздавала знакомым, средство пользовалось успехом, а Марта задумалась о собственном деле.
Открыть бизнес женщине в то время было непросто, даже несмотря на зарождавшееся движение суфражисток. В 1881 году Марта вложила все свои сбережения в первый салон, который назывался Harper Hairdressing Parlor. Женщина решила открыть салон в девятиэтажном здании, в котором находились офисы ведущих компаний города. Сначала ей отказали в аренде, но Марта все равно добилась разрешения благодаря знакомому адвокату.
Первый салон
Главной услугой в салон стала двухчасовая процедура «Метод Харпер», которая должна была стимулировать рост волос. В процессе клиентам делали массаж головы, мыли голову и наносили тоник собственной разработки (читайте также: Никакой «соломы»: как правильно наносить масло на волосы, чтобы они быстрее росли). В качестве рекламы Марта использовала свои фото: у женщины были длинные и густые волосы до пят. Сначала посетительницы неохотно шли в салон: богатые клиентки привыкли к процедурам на дому.
Но и в этой ситуации Марта нашла решение: в музыкальной школе по соседству не было комнаты ожидания для родителей. Харпер предложила женщинам дожидаться своих детей в ее салоне, а чтобы не тратить время зря — пройти процедуру «Метод Харпер».
В то время стандартов обслуживания клиентов практически не было, и Марта всеми способами пыталась угодить клиенткам. Она придумала откидывающееся кресло для мытья головы и специальную раковину с выемкой для шеи, но, к сожалению, не зарегистрировала изобретение. Благодаря сарафанному радио о необычном салоне красоты стали узнавать женщины из соседних городов. Посетительниц становилось все больше и больше.
Открытие сети
К Марте стали обращаться женщины из других городов с просьбой открыть салон у них. Чтобы качество услуг в других салонах оставалось на высоком уровне, Харпер решила набрать учениц из бывших служанок. Они проходили интенсивный курс обучения «Методу Харпер», а в работе должны были использовать только средства и оборудование от Марты.
Харпер сама выбирала место для будущего салона, занималась рекламой и вывесками. Так в 1891 году открылся второй салон в Буффало, затем — в Детройте, Чикаго и Балтиморе. Бизнес оказался настолько успешным, что к 1914 году у Харпер 134 салона в 128 городах США, Канады и Европы. Марта Харпер стала единственной женщиной-предпринимательницей в Торговой палате Рочестера.
Несмотря на популярность макияжа и появление краски для волос в 1920-х годах, Харпер продолжала ориентироваться на натуральные продукты. Она расширила производство тоника и натуральных шампуней. Продукция Харпер стала продаваться в магазинах, а в салонах стали появляться услуги для мужчин. Даже во время Великой депрессии бизнес Харпер остался на плаву: несмотря на снижение цен, она поддерживала качество услуг на прежнем уровне.
Марта по-настоящему любила свое дело и заботилась не только о рентабельности бизнеса, но и о комфорте сотрудниц. Она регулярно проводила встречи с управляющими салонов, рассылала им воодушевляющие письма. Марта верила, что женщина способна добиться успеха, если будет верить в свои силы и усердно работать. В компании был оплачиваемый отпуск, гибкий график и премии (читайте также: Арабская сказка: что известно о будущей свадьбе наследного принца Иордании и дочери бизнесмена).
Закат бизнеса
В 1930-х годах здоровье Марты Харпер ухудшилось: она отошла от дел и отдала пост президента компании своему мужу. Кстати, Марта вышла замуж только в 63 года за 39-летнего офицера Роберта Макбейна. В 1950 году она умерла, оставив после себя 500 салонов с отличной репутацией и состояние в $7500 (в пересчете на 2023 году — около $12 миллионов). Услугами салона пользовались Жаклин Кеннеди, Вудро Вильсон, женщины из семьи Форд и Вандербильт.
К сожалению, ее мужу не удалось сохранить бизнес, так как он был не в состоянии вдохновлять и направлять сотрудниц, как это делала Марта Харпер. В 1956 году он продал компанию, которая затем долгое время переходила из рук в руки и превратилась в рядовую сеть салонов (читайте также: Семь Первых леди, начинавших карьеру в шоу-бизнесе).
Фото: The Hustle