Харви Вайнштейн и Джеффри Эпштейн — два влиятельных бизнесмена, которые были настолько ослеплены своей властью и богатством, что считали дозволенным принуждать к сексу девушек (в том числе — несовершеннолетних) на протяжении многих десятилетий. Но в конце 2010-х им пришлось предстать перед судом и ответить за свои преступления. Теперь же, очевидно, настала очередь экс-руководителя всемирно известного модельного агентства Elite Model Management Джеральда Мари. Более 24 женщин обвинили его в сексуальных домогательствах и изнасилованиях. А в начале сентября 2021 года в Париж прилетели шесть бывших супермоделей (среди которых — Мила Йовович и даже экс-первая леди Франции Карла Бруни), которые готовы дать показания против Джеральда Мари.
В прошлом году — еще до начала официального следствия — издание The Guardian провело специальное расследование, пообщалось с жертвами «Вайнштейна мира моды» и выяснило, что за красивым фасадом агентства Elite Model Management всегда скрывался элитный бордель, которым руководил беспринципный и самовлюбленный Джеральд Мари. И хуже всего то, что все знали об этом. Но молчали почти 40 лет.
Венди Уолш
Весной 1980 года Венди Уолш с матерью приехали в аэропорт Торонто, чтобы сесть на самолет до Парижа. На тот момент будущей модели было всего 17 лет. «Кукольная внешность» Венди привлекла внимание стилистов канадского салона красоты, и они предложили отправить несколько фотографий девочки в ведущее модельное агентство Paris Planning. В Париже заинтересовались Венди и пригласили ее на личную встречу с Джеральдом Мари — харизматичным 30-летним руководителем агентства.
Венди, ее мать и Джеральд встретились за обедом. «Итак, мы пошли в небольшое бистро под открытым небом на площади Мадлен, за углом от агентства, — рассказывает экс-модель. — Это был первый раз, когда я попробовала крок-месье, и он [мистер Мари] объяснил мне, что это такое. И еще я отчетливо помню, как он заискивал перед моей мамой. Это сильно меня удивило. В юности она была чрезвычайно красивой женщиной, но после перенесенной волчанки на ее лице остались шрамы». Он говорил много красивых слов, держа мать Венди за руку — и та будто бы попала под его чары.
Позже, вернувшись отель, мать Венди уверенно сказала своей дочери: «Это хороший мужчина, он позаботится о тебе». «Оглядываясь назад и смотря ту ситуацию со взрослой точки зрения, я понимаю, что таким образом он [мистер Мари] очаровывал и другие семьи. Он заманивал к себе девочек, убеждая родителей, что он станет надежным опекуном для их дочерей-подростков», — говорит Венди.
Два месяца спустя, в июне 1980 года, Венди Уолш переехала в Париж. «Я была молода, наивна и смотрела на мир сквозь розовые очки, — признается она. — Я нисколько не испугалась, потому что доверяла взрослым, которые обещали позаботиться обо мне и сделать из меня знаменитую модель».
Венди Уолш, которая сегодня является известной радиоведущей в США, тогда была одной из десятков претенденток со всего мира, которые приехали в Париж летом 1980 года. В течение следующих десятилетий тысячи молодых женщин, мечтавших о подиумах и глянцевых обложках, пошли работать на Джеральда Мари. И не смотря на то, что настоящими звездами стали лишь единицы, владелец агентства действительно «позаботился» о многих своих подопечных. Но совершенно не так, как это представляла себе мама Венди Уолш.
Джеральд Мари изнасиловал Венди всего через несколько недель после ее прибытия в Париж. Специальное расследование Guardian показало, что помимо нее еще как минимум семь девушек подверглись харрасменту со стороны мистера Мари в период с 1980 по 1998 годы.
Когда Венди Уолш только начинала свою карьеру, Джеральд Мари проработал в Paris Planning уже пять лет и успел заработать репутацию одного из самых влиятельных агентов с хорошими связями в Европе. Считалось, что этот человек может сделать карьеру модели с помощью одного звонка — например, главному редактору Vogue. В 1986 году компания Paris Planning стала частью более крупного модельного агентства Elite Model Management, а мистер Мари был назначен президентом его европейского отделения. Он руководил вместе с основателем Elite Джоном Касабланкасом, который жил в Нью-Йорке. Именно этому дуэту приписывают открытие таких супермоделей как Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд, Хелены Кристенсен и многих других.
Уже в 1980-х о взбалмошном характере Джеральда Мари ходили легенды. Ряд бывших моделей и инсайдеров индустрии подтвердили изданию The Guardian, что его оскорбительное поведение (которое сегодня назвали бы «харрасментом») было «секретом полишинеля» и частью укоренившейся культуры эксплуатации, лежащей в основе мира моды.
Венди Уолш попала в список «новых лиц» агентства, поэтому ее заставляли ходить на все встречи с потенциальными клиентами. Некоторые из них проходили ночью и совсем не были похожи на деловые переговоры или кастинги. «Там, в роскошных квартирах, сидели богатые старые плейбои с большими мисками кокаина, — вспоминает Венди. — Все были пьяны. Ни о каком бизнесе речи не шло. Там даже фотографов не было».
А как-то раз Венди позвонили из агентства и сказали, что мистер Мари хочет лично с ней встретиться. В 21:00 в его квартире. «Взрослые люди прекрасно понимают, что деловые встречи не проходят в частных квартирах в девять часов вечера, — говорит Венди. — Но когда тебе 18, и ты веришь взрослым, которые тебя окружают, ты просто делаешь то, что тебе говорят. Поэтому я пошла [к Джеральду]».
Когда дверь квартиры мистера Мари отворилась, из нее — навстречу Венди — вышла сияющая от счастья модель. «Она поцеловала его в обе щеки, попрощалась и ушла, — вспоминает Венди. — После того, как я вошла, он объяснил: „О, эта девушка, она одна из наших моделей, и у нее так много проблем с ее парнем. Они [модели] всегда обращаются ко мне по поводу проблем с парнями“».
Затем Джеральд налил Венди шампанского и предложил закуски. «Я слышал, что ты католичка», — задумчиво произнес он. Венди кивнула головой. Он одобрительно улыбнулся и сказал, что тоже католик. «Мне казалось, что все идет нормально, потому что этому человеку доверяли все, кто был в моем окружении», — добавляет Венди. Но спустя несколько минут произошло то, чего она никак не ожидала. «Его рука скользнула под мою рубашку, и он сказал: „Ты единственная модель в агентстве с большой грудью, и мне это нравится“. Все, о чем я могла думать в тот момент: „Если я разозлю этого мужчину, то мне никогда не видать работы“», — признается она.
Венди предприняла слабую попытку пресечь домогательства, тихо пробормотав, что она не принимает противозачаточные таблетки. Но мистер Мари только рассмеялся. «Я тоже», — ответил он. После чего, по словам, Венди, он сорвал с нее одежду, повернул к себе спиной и изнасиловал: «Было больно. И я отчетливо помню одну вещь: когда мое лицо коснулось подушки, я сказала: „Нет“». Но Джеральд Мари проигнорировал это.
Венди рассказывает, что совершив над ней акт сексуального насилия, Джеральд принес из кухни банан. Он спросил модель, была ли ее соседка по комнате тоже канадкой, и когда она ответила «да», он улыбнулся и попросил передать ей от него банан. Вернувшись в свою квартиру, Венди прямо задала соседке вопрос: «Ты занималась сексом с Джеральдом?» Та утвердительно покачала головой.
В следующий раз Венди встретила мистера Мари уже в офисе Elite. Он стоял на против нее, беседуя с другим мужчиной. И как поняла Венди, разговор шел о ней. «Он показывал на меня пальцем и смеялся, — говорит она. — Это было ужасно унизительно».
Венди считает, что одной из причин, почему Джеральд чувствовал, что может безнаказанно домогаться таких, как она, был языковой барьер. «Я не встретила ни одной французской модели, пока была там, — вспоминает она. — Нас выбрали специально, потому что мы не понимали языка, находились вдали от дома и вообще не представляли, что тут, черт возьми, происходит. Весь контроль был у него в руках».
Джилл Додд
Вскоре Венди Уолш пригласили в Монте-Карло на встречу с новыми потенциальными клиентами. Но у нее уже появились старшие друзья-модели, которые отговорили ее от этой поездки. Они предупредили Венди, что в мире богатых мужчин с роскошными яхтами юные девушки очень часто становятся объектами эксплуатации. «Там происходят действительно плохие вещи», — объяснили ей. А вот другую начинающую модель, 19-летнюю Джилл Додд, никто об этом не предупреждал, поэтому она приняла приглашение.
Как и Венди Уолш, Джилл приехала в Париж в 1980 году, став частью Paris Planning, и начала ходить на кастинги. Но крупных предложений о работе не поступало, поэтому спустя несколько месяцев агентство выставило девушке счет: за перелет из Калифорнии в Париж, за проживание в грязном отеле и даже за еду. Разумеется, у Джилл не было этих денег. Она вспоминает, как услышав эту новость, просто села на углу улицы и заплакала.
И вдруг Джилл сообщили, что ее хочет видеть руководитель агентства Джеральд Мари. Девушка немного приободрилась. Она чувствовала, что долгожданное знакомство с боссом может дать толчок ее карьере. Джилл своими глазами видела, как мистер Мари отправлял понравившихся ему девушек «прямо в Vogue, даже без интервью». Поэтому она подумала, что у нее тоже есть шанс.
Они вместе пошли в клуб, и по словам Джилл, мистер Мари сразу же произвел на нее приятное впечатление. Ей понравилась его кожаная куртка и то, как уверенно он держался на танцполе. Джилл вспоминает, что он показался ей сексуальным мужчиной — совсем не тем «угрюмым» менеджером, с которым она однажды столкнулась в офисе. Возможно, именно поэтому девушка согласилась продолжить встречу, поехав к мистеру Мари домой. Она рассказывает, что он был внимательным и обходительным. Ей льстило его внимание. Они целовались, а потом смотрели фильм Джона Уэйна. Но «внезапно», по словам Джилл, Джеральд изнасиловал ее. «Это произошло очень быстро», — говорит она. Джилл крикнула: ему: «Стой!». Но как и в случае с Венди Уолш, мистер Мари не обратил никакого внимания на протест девушки.
На следующий день босс прислал Джилл короткую записку, которую подписал словами: «С любовью, Джеральд». «Я была такой незрелой, и даже несмотря на то, что он изнасиловал меня, я была сбита с толку, — говорит она сейчас. — Я подумала: „О, я ему действительно нравлюсь! Он такой властный!“» Позже Джилл узнала, что Джеральд сексуально домогался и ее соседку по квартире, и многих других моделей из агентства.
Когда Джилл пригласили в Монте-Карло, она с радостью ухватилась за возможность сбежать из Парижа. Там ее представили Аднану Хашогги, саудовскому миллиардеру, торговцу оружием и одному из богатейших людей мира. На следующий день, по словам Джилл, ее позвали на праздничный ужин, который Хашоги устраивал на своей роскошной яхте. Так между ними завязались «отношения». «На протяжении двух лет я была одной из его жен в гареме», — говорит она сейчас (читайте также: «Как женщины попадают в современные гаремы: истории наложниц, которым удалось сбежать»).
«Только когда наши отношения подошли к концу, я узнала, что он заплатил за встречу со мной, — рассказывает Джилл. — Аднан выбрал мою фотографию из множества других». Она говорит, что поняла это, когда однажды вечером застала Хашогги за просмотром каталога моделей. Рядом с ним стоял помощник, который спрашивал, с кем из них миллиардер хотел бы встретиться, и называл «ценник» — от 35 до 50 тысяч долларов. Джилл также рассказывает, что Хашогги, который умер в 2017 году, позже признался, что заплатил модельному агентству за встречу с ней. «Все это [агентство] было только прикрытием. Мной манипулировали и просто использовали», — убеждена Джилл.
Энн Магуайр
Энн Магуайр приехала на свою первую в жизни фотосессию в Риме, когда ее заметил Джеральд Мари. Она была 18-летней американкой ростом 180 сантиметров с сине-зелеными глазами, высокими скулами и густыми бровями. Ее часто сравнивали с Брук Шилдс и пророчили большое будущее в мире моды. «Я был спортсменкой, раньше [до старта модельной карьеры] я даже тушью никогда не пользовалась, — говорит она сейчас. По ее словам, мистер Мари уже на первой встрече принялся осыпать ее комплиментами, заставив ее почувствовать себя девушкой «на миллион долларов». Он пригласил ее в Париж, пообещав работу. Однако по какой-то причине — возможно, по инициативе самого Джеральда Мари — ее поселили не в квартиру с другими моделями, а в свободную комнату в аппартаментах «босса».
Энн, которой сейчас 60, решилась рассказать о том, что произошло дальше, только сейчас. По ее словам, первое время мистер Мари вел себя как старший наставник, практически второй отец. «Он ставил отличную музыку, готовил вкусные блюда и все такое, — вспоминает она. — Но потом, когда наши отношения переросли в дружбу, он начал этим злоупотреблять». Энн говорит, что Джеральд несколько раз изнасиловал ее, вломившись в ее комнату посреди ночи. Ее отчаянные просьбы остановиться не были услышаны. Она также вспоминает, как он «щеголял» перед ней другими моделями, с которыми спал: целовался с ними в ее присутствии и шутил, что их зубные щетки лежали в его ванной комнате.
В конце концов, Энн решилась на переезд: «Я сказала ему „Да пошел ты, я буду жить в другой квартире“». Очевидно, мистер Мари был не в восторге от ее поступка. Сразу же после того, как Энн переселилась к другим моделям, ее перестали приглашать на рекламные съемки. А через некоторое время ей пришло письмо от Paris Planning, в котором говорилось, что ей нужно съехать. Энн также поняла, что у нее пропали все туфли и даже паспорт, которые — по ее мнению — забрал мистер Мари. «Он хотел показать, что полностью контролирует мою жизнь», — поясняет она. Когда она съехала с квартиры моделей, ей пришлось спать на лавочке рядом с Лувром.
Скаут из агентства договорился, чтобы Энн на время поселили к другому высокопоставленному мужчине из Paris Planning. И по словам модели, он также домогался ее. На вопрос, почему тогда Энн не сообщила о произошедшем в полицию, она отвечает: «Потому что боялась остаться без работы. Я думала, что они [полицейские] будут смеяться надо мной. Мол, „ты же согласилась жить в его доме, чего ты ожидала?“ К тому же, я недостаточно хорошо владела французским, чтобы объяснить ситуацию».
Во время беседы с журналистом The Guardian Энн разрыдалась. Она сказала, что предпочла бы забыть все, что случилось с ней в Париже в 1980 году. Вернувшись на родину, после окончания контракта с Paris Planning, Энн еще год не работала моделью. Вся индустрия вызывала в ней болезненное отторжение.
Шона Ли
Десять лет спустя, к 1991 году, когда модельная индустрия достигла своего «золотого века», Джеральд Мари прочно стоял у ее руля. Elite Model Management подписала контракты с такими супермоделями как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста и Синди Кроуфорд, а офисы компании работали по всему миру — от Токио до Лондона. По данным The Guardian, доходы Джеральда позволили ему купить несколько роскошных особняков в Париже, Сен-Тропе, а также на Манхэттене и Ибице, которыми он владеет до сих пор. Вдобавок к этому, он стал мужем красавицы Линды Евангелисты. Словом, мистеру Мари мог бы позавидовать любой мужчина.
В 1991 году Линда и Джеральд были в числе звездных гостей финала Look of the Year — ежегодного международного конкурса моделей Elite, который тогда проходил в Нью-Йорке. Супруга мистера Мари вышла на сцену вместе с Наоми Кэмпбелл, чтобы вручить главный приз, в то время как ее муж сидел в зале. Вместе с Джоном Касабланкасом, Дональдом Трампом и другими влиятельными мужчинами.
Год спустя 15-летняя канадская школьница Шона Ли стала финалисткой Look of the Year. За несколько недель до конкурса 1992 года представители Elite пригласили ее в Париж для создания своего портфолио. Это был ее второй приезд в столицу Франции. В первый раз ее поселили в апартаментах Джеральда и Линды. Легенды модной индустрии тогда были в отпуске, так что Шоне не удалось с ними познакомиться. «Она [Линда] была моим кумиром, — вспоминает модель. — Я ходила по квартире и рассматривала снимки, на которых ее запечатлел [фотограф Vogue] Питер Линдберг. Это было потрясающе».
Накануне конкурса финалисткой Look of the Year Шону поселили в другую квартиру, где жили другие модели. Но однажды, после общей вечеринки, ее вновь пригласили в апартаменты мистера Мари, где он — по словам Шоны — грубо изнасиловал ее. «Самое ужасное, что он попросил меня надеть футболку Линды, а затем набросился на меня», — вспоминает она.
Евангелиста, которая развелась с Джеральдом в 1993 году, сказала The Guardian: «Во время моих отношений с Джеральдом Мари я ничего не знала о том, что он домогался других моделей, поэтому никак не могла им помочь. Но услышав их истории сегодня и основываясь на личном опыте, я могу сказать: я им верю. Это разбивает мне сердце. Это рана, которая никогда не заживет. Я восхищаюсь смелостью и силой этих женщин [жертв Джеральда], которые говорят о произошедшем с ними открыто».
Эбба Карлссон
Но проблема харассмента в Elite всегда лежала гораздо глубже: не только «боссы» пользовались своим положением, но и те люди, которые приводили юных моделей в агентство — скауты, от которых зависело то, увидит ли мистер Мари то или иное портфолио. По крайней мере пять женщин, с которыми общалось издание The Guardian, признались, что стали жертвами домогательств со сторон мужчин, работавших на Джеральда.
Шведская модель Эбба Карлссон, которой в 1990 году было 20 лет, тоже подверглась сексуальному насилию со стороны скаута, который впоследствии представил ее мистеру Мари. По словам Эббы, первое, что он сделал, когда она зашла в его офис, — закрыл жалюзи. «Между его кабинетом и местом работы других сотрудников агентства было окно», — объясняет она. Затем скаут показал Эббе портфолио знаменитых моделей и спросил, знает ли она, что они сделали, чтобы добиться успеха. После чего, как рассказывает жертва, «его рука оказалась в моих трусиках; это было так внезапно и резко, что я была в состоянии шока, не в силах что-либо сделать». Когда встреча подошла к концу, Эбба вышла из офиса, села на скамейку и расплакалась, чувствуя стыд и омерзение.
Некоторое время спустя Эббу позвали на «кастинг» в апартаменты мистера Мари. Увидев ее, Джеральд сразу же сказал, что у нее большой кинематографический потенциал, потому что она владеет несколькими иностранными языками. Помимо нее там были и другие модели, многим из которых — по мнению Эббы — было не больше 16-17 лет. Их заставили полностью раздеться и продефилировать перед мистером Мари и его коллегами-мужчинами. «Они хотели посмотреть на нашу грудь, — убеждена Эбба. — Не знаю, было ли это обычной практикой, но меня не покидало ощущение, что это какой-то рынок мяса. Просто отвратительно».
Никакого фильма, разумеется, так и не сняли. Эбба вернулась в Швецию. После этого у нее пропала уверенность в себе и вообще интерес к модельной карьере. «Мистер Мари отнял у меня жизненный стержень, — говорит она. — Раньше я была сильной, могла защитить себя. Но после [встречи с Джеральдом] я чувствовала себя осиновым листом, дрожащим на ветру».
Карре Отис
В 2011 году экс-супермодель Карре Отис опубликовала мемуары Beauty, Disrupted, в которых утверждалось, что Джеральд неоднократно насиловал ее, когда ей было 17 лет. В интервью Guardian она призналась, что это началось примерно в 1986 году, когда компания Paris Planning объединилась с компанией Elite. Она жила в квартире Джеральда и Линды (их отношения тогда только зарождались). Но когда Евангелисты не было в городе, «он напал на меня посреди ночи», — говорит она. «Я была больна, и у меня была температура, — добавляет Карре. — Впоследствии он еще не раз домогался меня».
Впоследствии Отис стала успешной моделью и вышла замуж за Микки Рурка (своего партнера по фильму 1989 года «Дикая орхидея»), но в середине 1980-х она еще делала первые шаги в своей карьере. В своей книге Карре пишет, что мистер Мари убеждал ее в том, что ей необходимо похудеть, поэтому ежедневно вручал ей «маленький стеклянный флакон с кокаином». Он говорил, что это «ключ к управлению весом моделей». «Для меня было очевидно, что если я хочу чего-то добиться, то мне придется иметь дело с его авансами, — признается Карре. — Это продолжалось до тех пор, пока я не сказала ему решительное „нет“. А затем я лишилась работы».
Отис также утверждает, что подвергалась насилию со стороны других мужчин, связанных с мистером Мари или его агентством. Например, ее принудил к сексу парикмахер в своем гостиничном номере после на фотосессии, организованной Elite. Карре считает, что Джеральд и его коллеги зарабатывали деньги, отправляя моделей в поездки, где «не предполагалась официальная работа», или на вечеринки с богатыми мужчинами, не имеющими отношения к индустрии. «Если вы поедете туда, то вам придется спать с фотографом — такие фразы говорили абсолютно открыто», — вспоминает она.
В 2019 году Карре Отис стала одной из четырех женщин (наряду с Джилл Додд, Эббой Карлссон и журналисткой Лизой Бринкворт, о которой мы расскажем дальше), показания которых легли в основу французского расследования. Но как мистеру Мари так долго удавалось уходить от правосудия?
Расследование BBC
Мари Андерсон, которая работала в Elite с 1983 по 1990 год, убеждена: чтобы понять причину того, почему преступные выходки Джеральда Мари сходили ему с рук, нужно осознать ту безграничную власть, которой были наделены модельные агентства в те времена. «Это было похоже на культовое мышление», — поясняет она. Андерсон, которая начинала с позиции скаута в Elite Chicago а потом доросла до позиции вице-президента, помнит, что как минимум шесть разных моделей жаловались ей на неприемлемое поведение Джеральда. Но они были слишком напуганы перспективой потери работы, чтобы обратиться в полицию.
Андерсон также слышала, как исполнительный директор Elite New York Труди Тапскотт слезно умоляет Джеральда Мари и Джона Касабланкаса перестать вступать в сексуальные отношения с несовершеннолетними моделями. Но это не принесло результата. Андерсон говорит, что тогда могла только предостеречь молодых девушек от работы в парижском отделении компании. «Хотела бы я сделать больше», — добавляет она.
«Больше» смогли сделать журналисты BBC. В конце 1990-х репортер Лиза Бринкворт и ее коллега Донал Макинтайр провели специальное расследование, работая под прикрытием. Притворившись начинающей моделью и фотографом, они «внедрились» в Elite Paris, где стали свидетелями тех кошмаров, которые творились в агентстве. Более того, Лиза была изнасилована мистером Мари в клубе, куда они пришли вместе с остальными моделями. Сразу же после этого инцидента, журналистка пришла в свой номер и рассказала о произошедшем на камеру. Однако эти записи так и не попали в полицию. «Меня попросили этого не делать, потому что это могло бы поставить крест на всем расследовании, — говорит Лиза. — Тогда мы постоянно работали под прикрытием — по 20 часов в день — и разумеется, были измотаны. Мы были сосредоточены на конечной цели. И я не подвергала это сомнению. Теперь же мне кажется, я должна была поступить по-другому [и сразу обратиться в полицию].
В ноябре 1999 года на канале BBC, наконец, вышло сенсационное расследование Лизы Бринкворт и Донала Макинтайра. В его основу легли не только личные впечатление журналистов, но и шокирующие кадры, снятые на скрытую камеру. Из фильма было совершенно очевидно, что Джеральд Мари — настоящий монстр, который насилует своих подопечных и запугивает их.
Однако Elite отказалось признать подлинность документального фильма и привлечь мистера Мари к ответственности (его лишь на время отстранили от работы, чтобы избежать лишней шумихи). Более того, представители компании выдвинули иск BBC, утверждая, что монтаж исказил реальную картину. И им удалось доказать это в суде. Телекомпании пришлось публично извиниться и признать, что фильм был «некорректно отредактирован». BBC также пообещали никогда больше не показывать это расследование в эфире и убрали ленту на полку (в последующие годы Лиза не раз просила компанию выдать ей все отснятые материалы, но ей отвечали отказом). Так репутация Джеральда Мари была восстановлена, и он продолжал руководить Elite еще много лет.
Что происходит сейчас
В 2004 году Elite разделилась на два отдельных агентства, принадлежащих разным корпоративным структурам, которые работают до сих пор. По сообщениям источников, Джеральд Мари продолжал руководить нью-йоркским подразделением Elite — Creative World Management — вплоть до 2011 года. Компания отказалась от комментариев, но в марте 2019 года ее представитель заявил The Guardian, что он осуждает предполагаемое «прискорбное поведение» мистера Мари в прошлом.
Тем не менее он подчеркнул, что нынешняя компания не имеет к этому никакого отношения. «Мы считаем эти предполагаемые преступные действия вопиющими и отвратительными, — пояснил он. — Контракт Джеральда Мари с Elite Model Management истек в декабре 2010 года, и в 2011 году компания была продана ее нынешним владельцам Elite World Group, где мистер Мари никогда не работал. Elite World Group стремится обеспечить безопасную среду для наших моделей и не терпит любых форм жестокого обращения, домогательств, дискриминации и/или гендерной предвзятости».
В 2012 году Мари присоединился к Oui Management — престижному парижскому агентству, модели которого украшают рекламные кампании Louis Vuitton и обложки журналов Vogue — в качестве инвестора. Хотя сегодня мистер Мари утверждает, что он на пенсии, инсайдеры отрасли, работающие с Oui Management, подтвердили, что до недавнего времени он играл важную роль в компании. Один источник показал изданию The Guardian электронные письма, в которых говорится, что Джеральд Мари сопровождал моделей на кастингах с фотографами в прошлом году. Согласно странице мистера Мари в LinkedIn, которую он недавно удалил, в его обязанности также входил поиск талантов и работа с «многообещающими новичками».
Сегодня Мари женат на русской модели. Чаще всего его можно застать в одном из его домов — в Париже или на Ибице, где, согласно местной газете, находится «лучший французский винный погреб на острове». Его адвокаты заявляют, что мистер Мари был «чрезвычайно потрясен обвинениями, выдвинутыми против него [в 2019 году]. Он с ними категорически не согласен, поэтому намерен активно участвовать в установлении истины в рамках возбужденного уголовного дела».
И все-таки, изменилась ли модельная индустрия сегодня — спустя 40 лет? И Андерсон, и Тэпскотт убеждены, что проблемы, олицетворением которых стал Джеральд Мари, все еще актуальны. Многие по-прежнему молчат о происходящем. А от тех, кто решается открыто говорить о харассменте, индустрия избавляется. «Я больше не могу устроиться на работу в модельном бизнесе, потому что меня подвергли остракизму за то, что я рассказывала об этом», — говорит Андерсон.
Она также добавляет, что тот факт, что мистер Мари по-прежнему связан с индустрией, «говорит о многом». «Это живое доказательство того, что культовый менталитет все еще существует, и код молчания остается неизменным», — поясняет она.
Фото: Getty Images