«Фабрика грез» всегда манила талантливых людей, но далеко не всегда была гендерно-толерантной. Любой из нас может справедливо предположить, что в творческих индустриях деление на «мужское» и «женское» очень условно – в конце концов, умение творить, создавать что-то новое и находить креативные решения никак не зависит от пола. Вот только в кино ситуация была совсем иной до последнего. Сложилось исторически.
Сможете ли вы с ходу привести хотя бы несколько ярких примеров женщин-кинематографистов в истории? А они, тем не менее, есть. Фрэнсис Марион была одной из самых успешных сценаристов Голливуда в 20-х и 30-х годах прошлого века. А режиссер Алис Ги-Блаше сняла более 400 картин за время своей творческой карьеры, но только в 1953 году была признана первой в мире женщиной-кинорежиссером. И нет, это совсем не значит, что до этого женщины не снимали кино – просто признание пришло гораздо позже.
Да и сегодня если взглянуть в титры любого кино, среди режиссеров, продюсеров и операторов – тех профессий, которые долго считались именно «мужскими» – пока гораздо меньше женских имен. Впрочем, удивительного здесь мало: это именно те профессии, куда всегда было непросто пробиться.
В Голливуде эта проблема имеет особый резонанс и привлекает к себе все большее внимание участников индустрии. На 75-й премии «Золотой глобус» Натали Портман, объявляя номинантов в категории «Лучший режиссер», сказала очень острую фразу: «А вот и все мужчины-номинанты». Да, раньше на это вполне могли бы не обратить ровным счетом никакого внимания, принимая как должное полностью «мужскую» номинацию. Но только не сегодня – учитывая настроения, охватившие современный кинематограф и особенно Голливуд, который до сих пор пожинает плоды многочисленных скандалов и обвинений в харассменте.
Тем более что под колкостью Натали Портман есть вполне объективные факты: последний раз женщине удалось разбавить эту сугубо мужскую компанию номинантов в 2015 году (Ава Дюверней с фильмом «Сельма»). Победу же в этой категории женщина одерживала всего один-единственный раз – и только вдумайтесь, когда! – в 1984 году, когда великолепная Барбара Стрейзанд представила миру свой фильм «Йентл».
История номинации «Лучший режиссер» премии «Оскар» от образца равноправия также очень далека. Вспоминая всю ту же Аву Дюверней, скажу, что в том же году ее картину отметили и на «Оскаре» – но, увы, только лишь картину, а не ее режиссера. Вообще, если проанализировать общее число женщин-номинантов в этой категории, то на сегодняшний день их насчитывается… пять человек. Всего лишь пять отмеченных женщин за почти 90-летнюю историю премии.
Впервые это произошло в 1977 году, то есть через 58 лет с момента основания «Оскара» – тогда среди номинантов вдруг появилась Лина Вертмюллер с фильмом «Паскуалино "Семь красоток"». После нее той же чести удастаивались Джейн Кэмпион с картиной «Пианино» (1994), София Коппола с фильмом «Трудности перевода» (2004), Кэтрин Бигелоу и ее «Повелитель бури» (2010) и Грета Гервиг, покорившая в этом году многих своей дебютной картиной «Леди Берд».
Удавалось ли хоть кому-нибудь из этих женщин одержать победу? Да, всего одной. До сих пор Кэтрин Бигелоу остается единственной женщиной-режиссером, получившей заветную статуэтку. Неудивительно, что ее работа, забравшая, кстати говоря, победу у фильмов именитых режиссеров (в том числе у «Аватара», снятого ее бывшем мужем Джеймсом Кемероном), стала поводом для многочисленных споров. Одни рукоплескали выбору киноакадемиков, другие – лишь раздраженно закатывали глаза.
Конечно, никто не собирается уменьшать заслуги других режиссеров, но одно ясно точно: многим хочется слышать разные голоса в мировой киноиндустрии, видеть разное кино и не отказываться от своего творчества из-за стереотипов. Но, к счастью, постепенно, год за годом, мы замечаем все больше позитивных изменений, происходящих в том числе на уровне образования, где все чаще появляются профессионалы, готовые менять кинематограф.
Возьмем, к примеру, профессию кинооператора. Не секрет, что в сознании большинства людей за камерой должен стоять исключительно мужчина, который, мол, способен справится с тяжелым оборудованием, любыми погодными условиями и всеми сложностями съемочного процесса. Лет двадцать назад никто и подумать не мог, что когда-то операторский факультет станет таким же популярным среди девушек. Хотя, напомню, безмерно талантливые женщины-операторы встречались еще в СССР: Эра Савельева («Баллада о солдате», «Воскресение», «Человек, которого я люблю»), Марина Голдовская («Мне девяносто лет, еще легка походка…», «Горький вкус свободы»), Тамара Лобова («Суворов», «Адмирал Нахимов», «Стрекоза»), Маргарита Пилихина («Мне двадцать лет», «Чайковский», «Анна Каренина») и другие. Но все равно имидж кинооператора оставался очень мужским. Аналогично дело обстояло с режиссерами и продюсерами.
Но я вижу, как меняется тенденция. Еще 6 лет назад на операторском училось не более 4% девушек (от общего числа студентов на потоке), а в этом году – их уже почти четверть. На режиссуре в последние пару лет количество девушек стабильно составляет не менее четверти, а в прошлом году равнялось половине всего курса. При этом, кстати, программа «Продюсирование» пользуется наибольшей популярностью — число девушек от общего количества студентов в течение последних трех лет стабильно составляет половину или даже больше.
Стереотипы, кстати говоря, меняются и в обратную сторону: мужчины сегодня с гораздо большим интересом начинают относиться к профессии киноактера, желая быть перед камерой, а не за ней – в этом году у нас на актерском учится примерно равное число девушек и юношей. Эта позитивная динамика, на мой взгляд, вызвана сразу несколькими факторами – развитием технологий, желанием заниматься любимым делом, невзирая на стереотипы, и готовностью российской киноиндустрии менять подходы.
Профессионализм, талант и колоссальная работоспособность имеют сейчас гораздо большее значение, чем пол.
Мы видим все больше женщин на российском киноолимпе, которые не могут не вдохновлять. Обладатели многочисленных наград – режиссеры Анна Меликян и Наталия Мещанинова, режиссер фильма «Близкие» Ксения Зуева и продюсер этой же картины Екатерина Михайлова, операторы Ксения Середа, заявившая о себе громкими премьерами последнего времени (сериалом «Звоните ДиКаприо» и фильмом «Кислота»), Татьяна Колядко, снявшая полный метр «Охотники», Дарья Лихачева, известная работами «Фагот» и «Смерть нам к лицу», продюсер Алена Мареева, в этом году занявшая пост генерального директора RFG Distribution, и многие другие. И это не говоря уже о женщинах, работающих художниками-постановщиками, сценаристами, звукорежиссерами и в других не менее захватывающих кинопрофессиях.
Видя масштаб и количество проектов, нельзя не признать, что кинематографический профессиональный ландшафт значительно меняется. Мы, наконец, приходим к пониманию очевидного: в киноиндустрии нет мужчин и женщин – есть режиссеры, операторы, продюсеры, актеры и тд. И самый верный шаг сейчас – забыть про гендерные стереотипы и воплощать свои настоящие мечты.
Об авторе:
─ директор Московской школы кино. Мария имеет опыт работы в телекоммуникациях (директор по развитию медиа бизнеса ПАО «Вымпелком»), медиабизнесе (заместитель директора НТВ-ПЛЮС в холдинге Газпром-медиа) и интернет индустрии (запуск первого онлайн кинотеатра ivi).
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб