Один из самых эффективных методов проработки речевых дефектов — скороговорки. Они являются одной из драгоценностей в сокровищнице русского языка, которые зародились еще в бытовой жизни и философии русского народа, и сквозь время остались источником живого языка под понятием художественного произведения.
Преимущество таких тренировок заключается в том, что они подходят как взрослым, так и детям. При чем одновременно развиваются все стороны речи: звукопроизношение, фонационное дыхание, голосовые функции и просодика (темп, ритм, мелодика и интонация). Непосредственно развивается моторика артикуляционного аппарата (подвижность языка, губ, нижней челюсти). Каждая из них направлена на развитие близких по звучанию фонем (звуков), которые похожи по звучанию, например: С-Ш, М-Н, Р-Л.
При работе со скороговорками есть ряд правил, соблюдение которых сделает тренировку максимально эффективной и предупредит развитие новых проблем. Дело в том, что такие упражнения подойдут для закрепления произношения звука на довольно высоком уровне развития речи, на этапе закрепления в предложении и тексте. То есть скороговорки находят применение в основном для взрослых и детей от 5 лет. Делимся небольшим чек-листом, который поможет понять, подходит ли тренинг для вас или вашего ребенка:
Поставлены и автоматизированы все звуки;
Нет сложностей с формированием слоговой структуры слова;
Правильно сформирована грамматическая сторона речи.
Скороговорки классифицируются в зависимости от назначения, то есть проблемы, которую с помощью них можно проработать. Начинать советуем с простых коротких фраз, а по мере возможностей переходить на продвинутый уровень.
Простые скороговорки для взрослых и детей, а также как с ними работать
Разберем на реальном примере тренировку, которая не навредит.
Произносим медленно в спокойной темпе однострочную скороговорку, выделяя по очереди каждое слово: «Наш Полкан из Байкала из Байкала лакал».
Затем задаем вслух вопросы: «Откуда лакал Полкан? Чей Полкан из Байкала лакал? Что делал Полкан?»
Повторяем в спокойной темпе скороговорку, контролируя тщательность и четкость произношения звуков.
Просим ребенка проговорить ее шепотом, можно даже читать по губам.
Произносим, выделяя интонационно по одному слову, будто говорим сначала о Полкане, затем о Байкале.
Произносим скороговорку с удивлением, радостно, таинственно, с грустью и с любыми другими эмоциями.
Вот еще несколько вариантов однострочных легких скороговорок:
«От топота копыт пыль по полю летит»
«Ткет ткач ткани на платки Тане»
«Вкусная халва — мастеру хвала»
«У ежа ежата, у ужа — ужата»
«Не живут ужи, где живут ежи»
«В шалаше шесть шалунов»
Проработав все вышеперечисленные компоненты, можно постепенно добавлять скорость произношения. Тренировки должны длиться не больше 30 минут каждый день или через день.
Длинные скороговорки
Когда почувствуете, что вам или вашему ребенку без труда даются короткие скороговорки, настало время переходить к более сложным. Принцип работы с ними немного отличается:
Произносим скороговорку в медленном темпе, делая паузы после каждого слова.
Делим скороговорку на строфы и произносим по очереди.
Проговариваем шепотом, без звука, читаем по губам каждую строфу.
В спокойном темпе проговариваем всю скороговорку.
Работаем над интонацией — пробуем произносить с разными эмоциями
Постепенно добавляем темп. Можно делать небольшие паузы между строф для забора воздуха в легкие.
Примеры скороговорок:
«Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом».
«Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он».
«Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист!»
«Шила шубку — сшила юбку.
Шила шапку — сшила тапку.
Хороша швея Наташа!»
Дополнительной мотивацией при любых регулярных тренировках будет фиксирование результатов. Речевые тренировки — не исключение. Самый простой способ это делать — записывать упражнения на видео, чтобы видеть динамику и при необходимости корректировать тренировки. Кстати, по желанию вы можете добавить в занятия элементы биоэнергопластики, а именно жестикуляцию.
Фото: Adobe Stock