«Первоклассница лучше рисует» — так в интернете уже несколько лет подряд периодически начинается обсуждение работ американского художника Сая Твомбли. Вот одна из самых типичных — «Орфей» (1979).
Да, такое современное искусство часто вызывает у зрителя возмущение, непонимание и обиду. Критики только подливают масла в огонь, рассуждая о каком-нибудь «стремлении автора к неиному» или «глубоком дискурсе социальной герменевтики». Специально для того, чтобы современное искусство стало более прозрачным и понятным, Пушкинский музей совместно с Яндекс.Дзеном создали
Хорошая новость состоит в том, что современное искусство понять легко — гораздо проще, чем работы классических мастеров. Какой-нибудь Рембрандт мог писать картину годами, кодировать в жестах и цветах одежды своих героев сложные послания, о которых до сих пор спорят специалисты.
На этом фоне работы современных художников не требуют специального образования и десятков прочитанных книг. Чтобы насладиться фотонатюрмортами Вольфганга Тильманса, нужно не больше особенных знаний, чем для удовольствия от созерцания веточки дерева солнечным утром, когда тень от нее падает вам на лицо, и вы вдруг понимаете, что этот момент больше никогда не повторится.
Современные художники работают не с тайными посланиями и сложными знаками, а с тем, что окружает нас каждый день. Например, повседневными вещами и тем, что эти вещи для нас значат. Две гладильные доски Изы Генцкен — одна, будто готовая к глажке, и вторая, игриво украшенная тканями и цветами — много скажут любой из нас, кто хоть раз в жизни с тоской смотрел на гору неглаженного белья.
Эти работы часто — просто веселая игра, предлагающая нам еще раз взглянуть со стороны на то, что скопилось в памяти из сотен газетных заголовков, публичных людей и сиюминутных настроений по поводу ежевечерних новостей. Так, например, работает плут Маурицио Кателлан с его просящим прощения Гитлером, подвешенной под потолком лошадью или прибитым к полу метеоритом Папой Римским.
Часто произведения художников настолько открыты, что мы понимаем эти работы заранее, сами этого не сознавая. Например, если бы Энди Уорхол был жив сегодня, уверены, — из его «Фабрики» вышел бы не один трафарет со Шреком или героями фильма «Мстители».
Как же научиться понимать современное искусство? Мы составили перечень простых, но необязательных правил:
- Не нервничайте — помните, любая работа современного художника — это не сложнейший ребус.
- Управляйте своим восприятием — посмотрите, из чего сделана работа, какого она цвета, какие чувства вызывают этот цвет или этот материал?
- Чуть-чуть готовьтесь заранее — есть работы и художники, для знакомства с которыми нужно чуть почитать о них заранее. Например, одно дело просто глядеть на синие холсты Ива Кляйна, а совсем другое — знать, что это особый, запатентованный синий цвет, а краску на холст наносили обнаженные модели своими телами.
- Уделяйте внимание названиям и описаниям работ — согласитесь, ваше восприятие изменится, если под фотографией мирной лесной опушки будет написано «Затишье перед боем человекоподобных роботов»?
- Читайте об искусстве больше — но не искусствоведческие книги или статьи в толстых журналах, а ресурсы, которые нравятся вам самим. Например, обзоры выставок или даже популярные книги. Очень советуем «Цену искусства» Жюдит Бенаму Юэ — она написана как детектив.
- Больше тренируйтесь смотреть на современное искусство — например, приходите на выставку коллекции Fondation Louis Vuitton в Пушкинский музей. Это самая большая коллекция современных художников, которая когда-либо выставлялась в России
Фото: Getty Images