Каждый день мы думаем о том, что произойдет с нами в будущем. Мы строим планы, ставим цели, мечтаем и надеемся на то, что все произойдет ровно так, как мы хотим. Эти процессы — неотъемлемая часть жизни, но порой мы тратим на размышления больше времени, чем на реализацию. Существует ли отлаженная система, которая гарантированно приведет нас к нужному результату? У каждого человека она, конечно, будет своя, соответствующая его особенностям и типу мышления. Но несмотря на наши различия, есть универсальная формула, которая поможет построить планы и воплотить их в реальность.
Эта формула называется «S.M.A.R.T.», и состоит она из пяти слагаемых.
Specific — конкретика. Ответьте на вопросы: кто, что, когда и почему? Напишите, что вы подразумеваете под словом «успех», на что вы готовы ради него и сколько времени хотите потратить на выполнение задуманного. Здорово, если у вас много планов и желаний, но просто перечислить их — уже недостаточно. Что скрывается за целью «хочу построить свой бизнес»? В какой момент вы это решили и что стало отправной точкой? На какие промежуточные этапу можно (и нужно) разделить план? Возможно, вы подумаете, что все эти уточнения лишние, но именно такие выводы формируют четкую картину, необходимую для планирования.
Measurable — расчет. Представьте, что вы хотите отложить определенную сумму, высчитайте, сколько в день или в неделю вам придется экономить и на сколько в месяц нужно сократить бюджет. Если ваша цель — повышение по карьерной лестнице, обозначьте средний объем работ, который вы выполняете за месяц и предположите, какие еще обязанности вы готовы взять на себя, чтобы доказать компетентность (читайте также: 5 простых способов получить повышение). Главное в этом пункте — не перегибайте палку и не завышайте планку с первого же раза, а здраво оцените свои силы.
Аchievable — доступность. Обладаете ли вы всеми навыками и умениями для достижения вашей цели? Будьте честны сами с собой, ведь объективная оценка своих возможностей приведет к правильному распределению сил. Не расстраивайтесь, если у вас недостаточно опыта и знаний, ведь конечный результат — длинный и интересный процесс. Относитесь к трудностям как к еще одной мотивации для того, чтобы стать лучше и в итоге достичь желаемого.
Relevant — актуальность. Вернитесь к началу. Поставленная цель — действительно то, к чему вы стремитесь? Чем больше вы выписываете плюсов и минусов, тем легче понять, верен ли ваш выбор и повлияет ли он на ваше будущее в положительном ключе. Некоторые попусту растрачивают свои силы и в итоге остаются не у дел. Если ваш ответ остался утвердительным, переходите к следующему пункту.
Time-bound — временные рамки. Когда вы достигнете вашей цели? Не стоит ставить слишком ранний и очень строгий дедлайн. Непредвиденные обстоятельства, ситуации, на которые вы не можете повлиять — произойти может всякое. Правильнее разделить временную шкалу на несколько отрезков, так вам будет гораздо легче начать работу сейчас, и, достигая новых отметок, вы будете чувствовать удовлетворение и с радостью перейдете к следующему этапу.
Такой способ отлично подходит для долгосрочных задач — на несколько месяцев, год или несколько лет.
Но как правильно распределить свои силы, если вы строите планы на день или на неделю?
Золотое правило о том, что с мыслью нужно «переспать», отлично работает и в этом случае. Перед сном прокрутите все, что вам нужно сделать завтра, но не уделяйте этому процессу слишком много времени — сделайте схематичный набросок.
Проснувшись, вы не будете тратить время на то, чтобы собраться с мыслями и вспомнить основные моменты, а сразу же решите, актуален ли вечерний план сегодня. Утром не стоит думать о следующем дне в ключе «мне нужно», сначала посмотрите, как будут развиваться события (читайте также: 6 утренних ритуалов, которые сделают ваш день продуктивным).
Остановившись на самых важных задачах, не расписывайте свой день поминутно. Если что-то пойдет не по плану, вы будете переживать и стараться быстрее выполнить следующий пункт вместо того, чтобы качественно довести дело до конца. В таких ситуациях важную роль играет ваше умение расставлять приоритеты. Невозможно успевать все и сразу, поэтому отметьте самые важные дела и отдавайте предпочтение им.
Даже несмотря на обилие дел и высокую загруженность, не вычеркивайте из плана приятную рутину, которая позволяет вам «выдохнуть». Вообще рутина — один из самых важных столпов в ежедневном планировании. Мозг человека запоминает движения, которые повторялись несколько раз в приблизительно одно и то же время, в следствие чего формируется привычка. Над выполнением автоматических действий вы больше не задумываетесь, и можете потратить освободившуюся минуту на новое занятие.
Планирование на день и на неделю вперед сильно связаны между собой. Когда вы продумываете будущую неделю, то выделяете 7 дней и уделяете внимание каждому. Цель на день — небольшой шажок к тому, чтобы достичь нужного результата в конце недели. Задача на месяц — уже более масштабное мероприятие.
Некоторые отталкиваются от большего: составляют план на неделю и, ориентируясь на него, корректируют ежедневное расписание. Кому-то легче сконцентрироваться на небольшом отрезке времени, и, исходя из полученных результатов, спланировать будущее. Выберите способ, который удобнее именно для вас, но не забывайте: в любом случае самое важное — сложить план как пазл, и постепенно двигаться к цели, качественно выполняя каждый шаг.
Фото: Getty Images