Он любит мир, он любит людей и он любит будущее. Вся его жизнь – это бесконечные путешествия, лекции и встречи с самыми разными людьми, работающими в самых разных сферах – от энергетических разработок до фэшн-ритейла. Жан-Кристоф посвятил свою жизнь изучению цифровых технологий и тому, как они изменят нашу повседневную жизнь в ближайшем будущем. И именно этими знаниями он в 2016 году в очередной раз приехал поделиться в Россию – в уютный зал на Красном Октябре.
«Я не Гарри Поттер, но сегодня я постараюсь изменить ваше представление о мире, в котором мы живем, и показать вам, что нас ждет через 20 лет», - сразу довольно безапелляционным тоном начинает лектор. Вообще его манера выступления кажется мне слегка агрессивной: он почти не улыбается и говорит на повышенных тонах. Он демонстрирует, как в нашу жизнь врываются бинарные коды, роботы, искусственный интеллект и как они меняют маркетинг, экономику и в целом жизнь людей. Но мне интересно другое. Как все эти инновации изменят жизнь обычной женщины: как она будет воспитывать детей и как она будет строить отношения с мужчинами. И именно об этом я буду говорить с футурологом на следующий день.
Встретившись с ним в ресторане отеля StandArt, я в очередной раз убеждаюсь: первое впечатление обманчиво. Жан-Кристоф жмет мне руку, приветливо улыбается и искренне смотрит мне в глаза (и, кстати, за все время интервью он ни разу не отвел взгляда – а ведь так не каждый умеет). Все это сразу же рушит любые барьеры коммуникации между нами. Его английский с ярко выраженным французским акцентом кажется мне таким же понятным, как русский, а мои скудные знания о бинарных кодах и нанотехгологиях перестают играть такую уж важную роль. Мы говорим о женщинах, о моде и об отношениях – и будущее, которое рисует Жан-Кристоф, кажется мне пугающим, но от этого не менее захватывающим.
Marie Claire: Путешествуя по миру и выступая с лекциями, вы наглядно показываете, как технологические инновации изменят нашу повседневную жизнь. Как все это отразится на ежедневных обязанностях среднестатистической женщины – на ведении хозяйства, на воспитании детей?
Жан-Кристоф Бони: Я убежден, что в будущем технологии освободят нам время для самого важного – для развития наших внутренних ценностей. Эти ценности могут касаться чего угодно: карьеры, образования, семьи, культурного развития. Конечно, будут те, кто потратит это время на прозябание на диване, но будут и те, кто сможет, наконец, посвятить себя чему-то по-настоящему ценному – как для женщины, как для леди, как для жены, как для матери.
Вам не придется тратить время на уборку дома или походы за продуктами – ведь для всего этого у вас будет свой домашний робот. На самом деле, уже сейчас мы видим зарождение нового будущего – например, роботы-пылесосы. Пока они работают не очень отлаженно, однако вскоре появятся пылесосы нового поколения – со встроенной геолокацией. Так робот будет понимать, где вы находились час назад, где в доме проходит вечеринка и где соответственно нужно прибраться. Это и есть эволюция.
В будущем искусственный интеллект сможет предугадать наши самые тайные желания, анализируя данные нашей активности в Сети. Вас не пугает, что в один день творение человека может оказаться умнее самого человека?
Хороший вопрос. А вас это пугает?
Можно впасть в такую зависимость от машин, что в один день человек рискует потерять себя. Об этом пишут антиутопии, снимают фильмы-катастрофы.
Такая угроза есть. Представьте, что вы находитесь в глуши, и у всех ваших устройств пропадает сигнал. Какова вероятность, что сегодняшний человек сможет отыскать дорогу домой, ориентируясь по небу? Проблема в том, что люди даже не осознают, в каком они положении. Но тут уже дело не в технологиях. Это человеческая природа.
Но все же те, кто работают над этими технологиями, осознают, что они рискуют потерять контроль над ситуацией?
Риск того, что искусственный интеллект может стать нашим последним изобретением, безусловно, есть. Риск огромный, но в то же время возможности - удивительны. Возможности – побороть болезни, разрешить все проблемы с экологией, найти способ рационально использовать ресурсы. Технологии открывают перед нами все двери. Людям нужно лишь задуматься, как извлечь из них лучшее.
Наши дети – так называемые «миллениалы» - рождаются в особое время. В этой эпохе они чувствуют себя как рыба в воде – им нравится быстрый темп жизни, новые технические возможности, в то время как их родители вынуждены постоянно адаптироваться к меняющимся условиям. Увеличится ли разрыв между отцами и детьми еще больше?
Чтоб понять будущее – полезно иногда обратиться в прошлое. Когда впервые появились компьютеры, человечество отказалось от бумаги? Нет. Напротив, бумага стала дороже – ведь она теперь несет в себе особый смысл. Отчасти технологии формируют новые ценности. В этом плане с юным поколением общаться будет сложнее. Сегодня дети рождаются в среде, где есть практически все, чтобы избавить человека от рутинных дел. И вполне возможно, что в будущем нянчить детей будут роботы.
И это хорошо?
Я даже не мыслю такими категориями – хорошо или плохо. Люди этого боятся, потому что это не похоже на то, что происходит сегодня. Но парадигма меняется, и то, что сегодня нам кажется недопустимым, завтра – станет нашей реальностью.
А отношения между мужчиной и женщиной (одного поколения) как-то поменяются?
Они меняются уже сейчас. К примеру, если вам захочется встретиться с мужчиной или поговорить с ним – вы, скорее всего сначала зайдете в WhatsApp или в Tinder. А ведь раньше люди просто приходили в бар и непосредственно там заводили знакомства. Но если подумать… Какая разница – погулять с мужчиной, выпить с ним, пригласить его к себе, и уже потом решать - встречаться или не встречаться с ним снова? Можно же войти в приложение и выбирать. И здесь нет ничего циничного, ведь в жизни все происходит точно так же: вы выбираете партнера по внешнему признаку – как он выглядит, как он говорит, как себя ведет.
Технологии, таким образом, меняют каналы коммуникации, но, в конце концов, если вам захочется послать любовное письмо, вы не будете писать SMS - вы возьмете хорошую бумагу, ручку и напишете послание. Почему? Да потому что ценность эмоций от такого письма будет выше. Технологии же помогают нам общаться каждый день, делиться эмоциями и в конечном итоге делают нас человечнее.
Но тем не менее сам алгоритм поиска второй половины предельно упрощается. В Сети всегда есть возможность анонимности, соответственно уровень ответственности становится ниже. О какой же тут человечности можно говорить.
Да, у вас действительно есть некий каталог мужчин и женщин, из которых можно, пролистывая, выбрать кого угодно. И это действительно приземляет какую-то часть ваших отношений – по крайней мере, начальную стадию. Но ведь по большому счету отношения – это гораздо больше, чем первый момент вашей встречи. По моему мнению, отношения – это то, как вы делите вместе моменты, эмоции.
И технологии вам в этом помогают. Вы можете прислать друг другу свои фото, фото того, что вы делаете, напоминать, как звучит ваш голос – даже если вы находитесь на другом конце света. Просто чтоб сказать «я тебя люблю». Раньше людям приходилось посылать голубей, чтобы прислать всего несколько сухих строк. Теперь же вы можете поделиться частичкой себя, частичкой своей жизни. Технологии – это всего лишь инструмент, они не разрушают отношения между людьми.
Вы также читаете лекции о том, что ждет моду в ближайшие 20 лет, – как на нее повлияют робототехника, искусственный интеллект и виртуальная реальность. Чего нам ждать?
Fashion-рынок – а это огромный рынок – сегодня становится более человечным. Он анализирует потребности обычной женщины и ориентируется на ее запросы. Посмотрите, как ведут себя модные журналы – они разрушают каноны, отменяют стандарты, говоря: «Ваше тело – это ваше тело, любите его».
Наши модные привычки изменятся. Женщины начнут понимать: оставаться модной можно и не имея 365 пар туфель на каждый день. Деньги перестанут играть такую важную роль. Расширятся возможности он-лайн шопинга – и женщинам не надо будет перебираться в большие города, чтоб почувствовать всю прелесть fashion-новинок. Опять же – они станут свободнее.
Но теперь, когда женщины мыслят шире и не так стереотипно, как будут вести себя бренды, которые отныне не смогут открыто нам диктовать, что модно, а что нет? Как убедить покупателя, что ему действительно нужен тот или иной продукт?
Рынок меняется, и теперь лучший способ продать что-то – это не нацеливаться на аудиторию, а быть собой, осознавать, кто ты есть на самом деле. Осознавать свое положение, свою специализацию – даже если она не так велика, как хотелось бы. Главное - качественная продукция и осознание своих главных ценностей, даже если остальным вокруг это не нравится. Вам должно быть все равно. Вы всего лишь должны быть в гармонии с людьми, которым ваша позиция близка. Это значит, что любой дизайнер будет создавать коллекцию о самом себе – и он обязательно найдет тех, кому она понравится.
Бренд, таким образом, рассказывает нам свою уникальную историю.
Бренд не просто рассказывает историю. Бренд создает ее на ваших глазах. Вот, к примеру, мы с вами сейчас разговариваем, и нас фотографирует фотограф – он создает историю. Почему? Потому что я бренд. И мои ценности, которыми я с вами делюсь прямо сейчас, играют здесь ключевую роль. Сегодня каждый человек развивает свой персональный бренд, делясь с окружающими определённым набором своих уникальных ценностей. Это вопрос о том, кто вы есть, чему вы доверяете, какие у вас убеждения. Для любого бренда – и тем более для модного – знать, кто ты есть на самом деле – первостепенно.
Но ведь это обычная самореализация, амбиции, которые всегда присутствовали в любом человеке.
Да, но как много людей реализуют себя? Ваши амбиции должны быть подкреплены чем-то реальным – вашими ценностями, убеждениями, действиями. Настоящий персональный бренд формируется, только если у вас есть баланс между этими категориями, а также достаточная смелость, чтоб начать это все реализовывать. Это не просто. Гораздо проще торговать традиционно, осуществлять менеджмент как мы привыкли. Но сегодня технологии меняют правила. Люди начинают понимать (и в один день обязательно поймут), когда им продают некачественную ерунду. Даже, если это ерунда в красивой упаковке.
Сегодня бренд должен уважать своего потребителя и не оскорблять его низким качеством своей продукции. Люди тянутся к качеству и к уникальности. И именно к такому сценарию, по моему мнению, и будет идти fashion-рынок.
Фото: Константин Ушаков