О том, как воздействовать на поколение Z и раскрыть потенциал своего ребенка расскажет лайф-коуч, сертифицированный фасилитатор Access Consciousness Дарья Хэнсон.
Многих из нас воспитывали на чувстве долга и вины. Мы «должны» были получать пятерки, поступить в университет, не позорить родителей… Но наши сыновья и дочери сейчас гораздо свободнее, чем мы и открыты к разным возможностям. Если сегодня сказать школьнику: «Если будешь плохо учиться, станешь подметать улицы!», он только рассмеется. И расскажет вам о том, что у него миллионы подписчиков в соцсетях? и он вполне может прокормить себя сам, и учебники ему для этого не нужны. Именно поэтому родители должны научиться по-новому взаимодействовать с детьми без помощи угроз и запугивания.
Правило №1. Не диктуйте, что делать, дайте выбор
Дети, как и взрослые, ненавидят, когда им говорят, что им нужно делать. Это показывает им, что их не уважают, к их мнению не прислушиваются, а это очень больно. Поэтому старайтесь никогда не ставить ребенка перед фактом, даже в мелочах. Например, лучше не говорить: «Садись ужинать!», а сказать: «Ужин готов. Мы готовы сесть за ужин?». Делать выбор — это очень полезный навык, который пригодится Вашему сыну или дочке в будущем.
Если же необходимо сделать что-то срочно, например, собрать игрушки, так как вы опаздываете, создайте хотя бы иллюзию выбора. Например, «Ты соберешь игрушки сейчас или поиграешь еще чуть-чуть и сделаешь это через 5 минут?»
Также помните, что ребенок, со своей стороны, тоже не должен вами командовать, ставить перед фактом и лишать вас выбора.
Правило №2. Прислушивайтесь к своему ребенку
Мы порой не слушаем по-настоящему наших детей, не понимаем их язык общения. Часто какую-то информацию они пытаются до нас донести своим поведением, внешним видом, поступками. Например, слезы, истерики, скандалы — это зачастую способ привлечь внимание к себе и своим проблемам, чтобы вы наконец-то погрузились в их мир и стали лучше их понимать. Уединение, нежелание разговаривать — это тоже проявление своих чувств, но уже по-другому. Важно не обижаться на поведение ребенка, а постараться осознать, что он хочет до вас донести.
Вам будет полезно разобраться, какие потребности и ценности есть у сына или дочки, чего ему или ей не хватает. Причем об этом вы можете спросить у детей напрямую. Мы часто интересуемся только тем, что давали в школе на обед или какие оценки ребенок получил. Между тем, очень полезно задавать другие вопросы. Например, «Что ты ощущаешь?», «Что ты знаешь?», «Что ты хочешь, чтобы мы признали?».
Правило №3. Учитывайте скорость общения
Часто родители и дети общаются и вообще живут на разных скоростях. Из-за этого порой возникает недопонимание, даже раздражение. Например, если мама говорит быстро, решения принимает за пару секунд, а ребенок вдумчивый, ко всему подходит ответственно и просто физически не может оперативно, по щелчку пальцев, бросить свои дела и куда-то с ней пойти. Поэтому не стоить давить и обижаться друг на друга, но можно попробовать спросить, как можно все ускорить.
Правило №4. Не осуждайте и не критикуйте
Не стоит оценивать ребенка и приклеивать ему ярлыки, например, «Ты неудачник», «Ты ничего не понимаешь» и подобные. Также нет смысла ругать его за плохие оценки или поведение. Посмотрите на ситуацию, исходя из возможностей своего малыша, обратите внимание, на сколько он постарался. Например, если он получил тройку, спросите: «Это лучшее, что ты сегодня мог получить?», «А как может быть лучше в следующий раз?». Если прочитал одну страницу книги, скажите: «Как здорово! А сколько страниц ты сможешь прочитать завтра?» Это позволит вашему ребёнку развиваться и в следующий раз получить лучшие результаты.
Правило №5. Узнавайте о чувствах вашего ребенка
Не только оценки, спортивные достижения, домашние задания… Главное, чем должны интересоваться родители, это чувствами своих детей. Вы должны рассказать и показать, какие эмоции вообще есть, как их стоит показывать и переживать, зачем они нужны. Именно это — залог фундамент для счастливой жизни.
Кроме того, нужно помнить, что малыши часто транслируют не только свои чувства, но и эмоции окружающих. Они, как губки, впитывают то, что волнует их друзей, учителей, одноклассников. Если, например, классный руководитель весь день была раздражена, повышала голос, делала замечания, возможно, что и ребенок будет вечером дома вести себя не совсем адекватно, будет злым или агрессивным. В этом случае задайте ему вопрос: «А чей это гнев?», «Это злишься ты или это чужая злость?», «Чьи слезы ты сейчас проживаешь?». Даже если ребенок не сможет ответить на эти вопросы, скорее всего, он успокоится и изменит свое поведение.
Не забывайте развивать коммуникативные навыки, прежде всего свои. Чаще задавайте ребенку вопросы, пытайтесь понять, на какие их них ему интереснее отвечать. Если, например, он стесняется говорить о каких-то своих чувствах, можете с ним обсудить фильм или книгу, где у героя схожая ситуация, узнайте его мнение. Побуждайте малыша рассказывать о том, как у него дела, что хорошего произошло, а что, наоборот, огорчило. А еще доверяйте себе и своим детям, а также тому, что вы делаете. Не все советы экспертов могут подойти именно вам, прислушивайтесь к своему внутреннему голосу и интуиции.
Сертифицированный фасилитатор Access Conscioussness, лайф-коуч.
Фото: Getty Images