На Западе на протяжении десятилетий красивые старинные ковры в основном считались прерогативой богатых людей. Стоимость изделий ручной работы доходила до шестизначных цифр, и такой ковер становился непременным атрибутом жизни в роскошных пентхаусах и огромных загородных домах.
Пару десятилетий назад на рынке доминировали персидские — золотой стандарт старинных ковров. Сегодня же стали популярней более доступные по стоимости ковры — марокканские, турецкие и тибетские. Они производятся в аналогичной персидским эстетике, но стоят уже куда меньше. Эти ковры прекрасно ложатся в современные пространства, будучи при этом классическими произведениями.
При этом такие ковры ничуть не теряют своей инвестиционной привлекательности, ведь по сути они близки к предметам искусства. Человеку, покупающему традиционный ковер, важно знать его историю и происхождение, а потертости он воспринимает, как дополнительное подтверждение его высокой ценности и аутентичности.
Но не только старинные ковры причисляются к предметам искусства и продаются на аукционах. Там можно встретить и современные образцы. Например, ковры Сони Делоне, которая сама выверяла состав шерсти, идеально подходящий для реализации ее замыслов. Эскизы к коврам она делала в карандаше и пастели, чтобы лучше передать ощущение скрученной нити и волнистой текстуры. Парижский аукционный дом Piasa выставил 22 ковра ее производства, сделанных на рубеже 1960-70 годов. Это настоящий подарок коллекционерам и декораторам, чьи клиенты понимают толк в авторских вещах музейного уровня.
Ковер — самая большая картина в интерьере
Сегодня некоторые декораторы начинают работу над пространством именно с выбора ковра. В этом случае они отдают предпочтение ярким акцентным моделям и, исходя из их палитры, создают цветовую гамму всего интерьера. Либо, если пространство уже оформлено, ковер можно подобрать под него и таким образом соединить все оттенки, которые присутствуют в интерьере.
«В моей практике, когда закончена работа над объектом, и моя команда готовится к проведению профессиональной фотосъемки для портфолио, мы часто привозим ковер в качестве реквизита, — говорит дизайнер Анна Кларк. — Благодаря этому заказчики понимают, что ковер действительно очень важен в интерьере. Он не только придает пространству цельность, но и помогает зонировать его: расставляя предметы мебели, мы таким образом формируем определенные группы — и ковер становится важным участником этой композиции.
В тот момент, когда заказчик видит свой интерьер с ковром, к нему приходит осознание того, что ковер действительно должен быть. Человек понимает, что ковер — это не прихоть или дань моде. Он действительно помогает сделать пространство завершенным, собирает все воедино. И часто владельцы недвижимости даже выкупают ковер, который привезли на съемку».
Тренды 2020 года
Если вы хотите быть в курсе последних тенденций, обратите внимание на ведущие бренды, такие, как Tapis Rouge, которые привлекают топовых дизайнеров для создания ковров «от кутюр». Наряду с ними можно найти интересные варианты и в среднем ценовом сегменте. Так, у английских, французских и бельгийских марок (к примеру, Toulemonde Bochart, Scion, Christian Lacroix) есть образцы, которые отлично впишутся в современный интерьер. Да, это уже не ковер ручной работы, который по ценности близок к картине, однако он также транслирует все современные тенденции и имеет при этом более доступную стоимость за счет машинной вязки.
Сейчас в моде ковры абстрактной формы. Самый простой вариант — это многоугольник, но встречаются и ковры сложных форм, в которых круги, квадраты и овалы складываются в причудливые композиции. Популярны модели со «спецэффектами», искажениями или даже эффектом 3D. Если же говорить о цвете, то в первую очередь стоит обращать внимание на насыщенные, яркие и сложные оттенки. Ну и, конечно же, в моде ковры в оттенке «классический синий» — цвете, который институт Pantone назвал главным оттенком 2020 года.
Тренды, которыми руководствуются дизайнеры при выборе ковра, меняются не так часто. К примеру, актуальные тенденции вступили в силу примерно пару-тройку лет назад. Дело в том, что на производство этого предмета интерьера необходимо достаточно много времени: сначала надо его придумать, потом изготовить и лишь затем доставить в магазины — цикл занимает минимум год. Именно поэтому тенденции просто не могут сменять друг друга каждый сезон, что значительно упрощает в итоге выбор модного ковра.
Подытоживая, заметим, что ковер — это не просто какой-то привычный предмет, который сам по себе не ничего привносит в пространство, а наоборот — он способен превратить просто стильный интерьер в уникальный, который мы видим на страницах журналов.
Выпускница МАРХИ (Высшая школа средового дизайна), дизайнер интерьера с 11 летним опытом работы и создатель студии интерьерного дизайна House of Clark.
Фото: портфолио Анны Кларк