Кто придумал жевательную резинку: история bubble gum с древних времен до наших дней | marieclaire.ru

Полтора века назад в США впервые было налажено промышленное производство жевательной резинки. С тех пор сильно изменились ее рецептура, вкус и даже социальная роль. Жвачка стала символом американских подростков, трофеем коллекционеров, материалом для арт-объектов и, конечно, верным помощником стоматологов.

Смола и воск

Ученые до сих пор гадают, когда именно первобытным людям пришла в голову идея жевать смолу дерева, но это определенно случилось еще в каменном веке. Древнейшую на данный момент жвачку археологи нашли в 2007 году в Финляндии — это окаменевший кусочек березового дегтя с четким отпечатком человеческого зуба. Возраст этой «жвачки» оценивается примерно в 5 тысяч лет.

Позднее привычка жевать липкие эластичные субстанции для профилактики зубных болезней возникала в самых разных частях света. Известно, что древние греки жевали смолу мастикового дерева и пчелиный воск, чтобы избавиться от остатков пищи и освежить дыхание. В Индии и Юго-Восточной Азии популярным стал бетель — смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести. 

Ингредиенты для приготовления бетеля, Юго-Восточная Азия
Ингредиенты для приготовления бетеля, Юго-Восточная Азия

Индейцы майя и ацтеки делали надрезы на фруктовых деревьях саподиллах, откуда выделялся млечный сок. Из него они готовили «чикле» — подобие жвачки, призванное унимать жажду и голод среди воинов.

Северные племена индейцев предпочитали смолу ели и сосны, и ее же жевали народы Сибири.

Кстати, считается, что обычай жевать жвачку европейские колонисты переняли именно у индейцев, на американском континенте. Спустя несколько веков, Америка стала официальной родиной современной жвачки.

Наследство индейцев

В начале XIX века кусочки смолы хвойных деревьев стали частым товаром бакалейщиков на восточном побережье США. В 1848 году братья Кертис, жители штата Мэн, добавили к обработанной размягченной смоле немного парафина, ароматизаторов и подсластителей и получили массу, похожую на современную жевательную резинку. Небольшие порции тягучей массы они упаковывали в бумагу и продавали под разными «брендами». Правда, качество страдало: в некоторых жвачках встречались сосновые иголки, а на жаре товар плавился и быстро портился. Это начинание, имевшее место 170 лет назад, так и не переросло в серьезный бизнес. Тем не менее, именно оно стало точкой отсчета, связанной с производством жевательной резинки.

Спустя 20 лет, в 1869 году, в США был выдан первый патент на технологию изготовления жвачки. Его автор, зубной врач Уильям Стэнли, утверждал, что его изобретение — отличный тренажер для челюстей и десен, который стимулирует обменные процессы и кровообращение в полости рта. 

Волею судьбы он так никогда и не взялся за производство жвачки. Зато его соотечественник — некто Томас Адамс – оказался вполне успешным дельцом. Он оказался втянут в настоящую бизнес-авантюру, купив у бежавшего из Мексики генерала Антонио Лопеса де Санта-Анна огромную партию каучука — продукта переработки того самого латекса, из которого еще племена майя делали «чикле». 

«Варка» жвачки
«Варка» жвачки

Адамс планировал изготавливать из сырья резину, но совершенно случайно, занимаясь ее непосредственным производством, сварил… жвачку — и стал ее продавать. Долгие годы он экспериментировал со вкусами, добавляя лакрицу и фруктовые ароматизаторы. Товар стал популярным: жвачку начали продавать в аптеках и даже в торговых автоматах на железнодорожных станциях Нью-Йорка.

Для взрослых и детей

В 1882 году жвачкой заинтересовался другой американский предприниматель — Уильям Ригли-младший. Он зарабатывал на жизнь торговлей мылом и пищевой содой. Смекалка подсказала Ригли, что люди куда охотнее покупают товар, если вместе с ним предложить какую-нибудь мелочь — так сказать, бонус ─ бесплатно. 

Одни из прародителей жвачки, индейцы, и баннер гиганта-производителя, компании Wrigley ─ что здесь добавить?
Одни из прародителей жвачки, индейцы, и баннер гиганта-производителя, компании Wrigley ─ что здесь добавить?

В роли «приятности» выступила жевательная резинка. Покупателей она привлекла даже больше, чем основной товар. Ригли, вдохновленный результатами «маркетингового исследования», купил патент и начал производить жевательную резинку под собственным именем.

Так на свет появилась компания Wrigley, а в 1893 году она представила покупателям бренды ─ Juicy Fruit и Spearmint.

Прирожденный продавец, Уильям Ригли не скупился на маркетинг и рекламу. В 1915 году, например, он разослал по почте бесплатный образец своей жевательной резинки каждому жителю США, чье имя значилось в телефонном справочнике (таковых было несколько миллионов человек). С его же подачи жевательная резинка приобрела мятный вкус и начала производиться в разных формах — пластинках, шариках и драже, с которыми мы знакомы сегодня.

Уильям Ригли (1861-1932)
Уильям Ригли (1861-1932)
Его сын Филипп Ригли  (1895-1977)
Его сын Филипп Ригли (1895-1977)

Важное изменение в технологию производства продукта внес химик Уолтер Димер в 1928 году. Он разработал специальную формулу, благодаря которой из жевательной резинки стало легко выдувать пузыри. Жевательная резинка полюбилась детям, а «розовые пузыри» стали неотъемлемой частью образа американских тинейджеров.

Кстати, самый большой пузырь диаметром в 58,5 сантиметров надула в 1994 году американка Сьюзен Монтгомери — рекорд зафиксировали в телевизионной студии ABC. Популярности среди детей жвачке добавил и очередной маркетинговый ход Уильяма Ригли. В 1930 году он придумал помещать в упаковку специальные карточки с изображениями бейсбольных игроков и героев комиксов. «Вкладыши» редких серий быстро стали предметом коллекционирования.

Реклама жевательной резинки разных лет:
1/10
1888 -90 гг.

«Это же бубль-гум!»

Во время Второй мировой войны об американской жвачке узнал весь мир. Она входила в паек солдатов, и с их подачи «жевать» в послевоенные годы начали Азия, Африка и Европа. В СССР импортная жвачка была предметом культа — достать ее можно было только у спекулянтов или через знакомых, которым удавалось ездить в заграничные командировки (таких, понятно, было немного).

В 1970-е, в преддверии Олимпиады, развернулось производство советской жвачки — сначала в Армении и Эстонии, затем и в российских городах. К началу перестройки ее выпуск освоили сахарные заводы, хлебопекарни, макаронные фабрики. Жвачка проникла в советскую поп-культуру: фраза «Это же бубль-гум!» из мультика «Возвращение блудного попугая» стала крылатой.

В 1990-х отечественную жвачку потеснили импортные конкуренты, в частности, турецкие производители этого продукта. Все перемены в российских школах ученики азартно хлопали ладонью по пачкам вкладышей Turbo и Donald так, чтобы разом перевернуть все.

Вскоре на российский рынок активно вышли и американские производители жвачки — компания Wrigley, в частности, открыла свою фабрику в Санкт-Петербурге в 1999 году. Сегодня по данным Росстата в России производится более 56 тысяч тонн жевательной резинки (статистика за 2015 год) — это около 10% мирового объема. А если сложить все упаковки одной только жевательной резинки Five, которые производит фабрика Wrigley на питерской фабрике в год, то получится высота, равная 60-ти Эверестам (а это больше 500 км).

Жевать не переживать

По подсчетам исследовательской компании IMARC Group, в 2017 году во всем мире продажи жевательной резинки достигли $21 млрд. Ежегодно в мире «прожевывается» около 100 тысяч тонн жвачки. Самые крупные потребители этого продукта — Северная Америка, Китай и… страны Ближнего Востока. Одни американцы потребляют в среднем 300 жвачек на человека в год.

Но не вся жвачка попадает непосредственно в рот: например, итальянец Маурицио Савини «ваяет» из нее скульптуры. Два его ассистента по несколько часов в день распаковывают жвачку и расплавляют ее на слои, а затем полученный материал идет в дело.

Работа «скульптора по жвачке» Маурицио Савини
Работа «скульптора по жвачке» Маурицио Савини

В будущем жвачку станут жевать не только жители Земли, но и покорители других планет. По крайней мере, в этом уверена доцент Канадского университета в Дубае Францишка Апприч, которая в 2017 году представила прототип этого продукта для колонизаторов Марса. Жвачка на основе натуральных компонентов поможет быстрее адаптироваться к новой среде и упростит гигиену полости рта тогда, когда не будет возможности прополоскать рот после чистки зубов — в частности, в условиях невесомости.

Стена жвачки в Сан-Луисе-Обиспо (Калифорния)
Стена жвачки в Сан-Луисе-Обиспо (Калифорния)

Фото: Getty Images, backinpast.ru, архивы пресс-служб