Любой консультант по построению личного бренда и увеличению влияния в сети скажет вам, что вы должны показывать аудитории свои ценности, принципы, делиться своей моралью и вести за своими идеалами. Почему же публику часто привлекают знаменитости, которые ведут себя безнравственно или даже кичатся нарушением законов? Что это за феномен отрицательного героя и стоит ли к нему присмотреться?
Об этом мы попросили рассказать Ольгу Соколову, партнера агентства по управлению репутацией и аналитике социальных медиа
Рассмотрим несколько примеров таких звезд:
Ники Минаж (145 миллионов фолловеров)
Эпатажная певица, не пренебрегающая демонстрацией обнаженного тела в клипах и аккаунте Instagram (запрещенная в России экстремистская организация). После фотографии, на которой она, прикрытая только розовыми подушками, была одета в кроксы, продажи Crocs выросли на 4900%. Поисковые запросы «pink Crocs» и «Nicki Minaj Crocs» стали трендами в Twitter.
Карди Би (99 миллионов фолловеров)
Она прошла путь от стриптизерши до популярной звезды хип-хопа. Карди рассказывала, что будучи стриптизершей, могла усыпить клиентов с помощью наркотических веществ и ограбить их. Тем не менее, число ее подписчиков постоянно прибавляется, и певица заявляет что она «ворочает деньгами».
Бритни Спирс (30 миллионов фолловеров)
Бритни не раз была уличена в злоупотреблении алкоголем и наркотиками. По решению суда в настоящее время певица находится под опекой отца. В социальных сетях успел набрать популярность хэштег #freebritney — многие пользователи подозревают, что Бритни стала жертвой своего отца, который полностью контролирует ее жизнь, и искренне сочувствуют ей (читайте также: «„Свободу Бритни»: как американская поп-принцесса стала заложницей своего отца»).
Лил Пип (7 миллионов фолловеров)
Этот исполнитель часто своими песнями и клипами поднимал темы наркотиков, употребления алкоголя и депрессии. После смерти от передозировки медицинскими препаратами популярность певца выросла. Он попал в заголовки крупнейших медиа, количество подписчиков его аккаунта в Instagram — (запрещенная в России экстремистская организация) как это ни парадоксально — увеличилось в три раза.
Конор Макгрегор (40 миллионов фолловеров)
Ирландский боец боевых искусств, на которого успех повлиял не лучшим образом. Конор отличился в целой серии инцидентов с драками в пабах и сексуальными домогательствами. Тем не менее, он является лицом виски Proper Twelve, названного в честь района, где вырос ирландец. Известный бой с бойцом Нурмагомедовым, Макгрегор использовал как рекламу бренда виски. В своем аккаунте Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) он зовет себя не иначе, как «Мистер Виски».
PewDiePie, настоящее имя Феликс Чельберг (21 миллион фолловеров и 110 миллионов фолловеров на YouTube)
Один из самых успешных видеоблогеров мира. В исследовании Variety от 2014 года говорилось, что среди американских подростков PewDiePie популярнее Кэти Перри, Джонни Деппа и Леонардо Ди Каприо. Вел себя вызывающе, нецензурно высказывался в эфире, чуть ли не лишился контракта с Disney из-за эротического фанфика с героями мультфильма «Холодное сердце».
В 2019 году террорист устроил массовую стрельбу в двух мечетях новозеландского города Крайстчерч, сказав прямо перед терактом в прямой трансляции Facebook: (запрещенная в России экстремистская организация) «Запомните, ребята, подписывайтесь на PewDiePie». Феликс заявлял во всех интервью, что возмущен этим упоминанием.
Феномен любви к отрицательным героям известен давно, многие ученые пытались его исследовать, и точного понимания, почему такая привлекательность возникает, до сих пор нет. Однако некоторые причины все-таки были названы, и среди них есть, например, такие:
1. «Непростые» герои с тяжелыми историями жизни помогают нам переживать свои личные истории
Мы ассоциируем себя с теми, у кого было тяжелое детство или нищета, у кого были проблемы с родителями, кого не любили в школе. Эта ассоциация помогает нам освобождаться от своей травмы, и за это облегчение мы любим этих героев, продолжая и продолжая за ними следить.
2. Часто для нас привлекательна свобода таких персонажей
Нам кажется невероятно удивительным жить так, как хочешь, думать так, как хочешь, и действовать, как считаешь нужным. Мы все ограничены социальными рамками, и люди, которые эти рамки для себя раздвинули, кажутся нам просто героями.
3. Всегда любому поступку мы ищем оправдание
Так устроен наш мозг, который не приемлет чистого, беспричинного зла. Мы ищем и находим причины для сложного неадекватного поведения, и эти объяснения занимают нас, интересуют нас, заставляя погружаться в такие «расследования» снова и снова.
4. Иногда мы любим отрицательных героев за их «суперсилы», прощая им неадекватное поведение
Кто-то талантливо поет, кто-то классно дерется, кто-то просто красивый, а кто-то необычайно уверен в себе. Все «суперсилы», которые мы бы сами хотели иметь, привлекают нас и влюбляют в их обладателей, несмотря на их сложности с поведением или даже законом.
Означает ли это, что для развития собственного бренда мы должны использовать свои «темные» стороны, в поисках хайпа и толпы фолловеров? Нет. Означает ли это, что мы — как читатели и зрители — не можем противиться привлекательности грязного или неприятного контента? Тоже нет.
Культура ведения социальных сетей, культура присутствия в интернете вообще только начинает развиваться. Но бренды, которые хотят привносить в мир глобальные ценности, высокие принципы и действительно важную информацию, стараются делать именно это. Рассказывают о нужном, не создают информационный шум, не поддаются легким возможностям получить «успех».
Вирусный успех блогеров, которые делают имя на скандалах, говорит в том числе о ценностях современной аудитории. Блогеры провоцируют аудиторию, вовлекая ее в скандальные информационные поводы, заставляя ставить лайки, подписываться, тратить время.
Важно заботиться о своем ментальном здоровье, учиться информационной грамотности и не позволять манипулировать собой и своими детьми.
Фото: Getty Images