Лет десять назад человек, позирующий сам себе на камеру мобильного телефона, на публике показался бы большинству в лучшем случае нелепым. Многие, вероятно, также сделали бы предположение о выраженном нарциссизме. Сегодня, в эру селфи, это стало не просто нормой, но широко распространенным явлением со специально адаптированной платформой социальных медиа. И все же было бы ошибкой утверждать, что селфи — явление исключительно современное.
В телепроекте Me, My Selfie and I («Я и мое селфи») канала BBC Four художник-концептуалист Райан Гандер высказал предположение, что прототип селфи появился в Европе еще в пятнадцатом веке. В частности, на знаменитой картине нидерландского живописца Яна ван Эйка Портрет четы Арнольфини (1434 год) можно заметить не только изображение самого художника в зеркале на стене, но и витиеватую надпись на латыни «Здесь был Ян ван Эйк».
«Как сегодня инфлюенсер делает селфи на борту частного джета, арендованного специально для создания иллюзии, так и Ван Эйк в свое время бросил своеобразный вызов нашему представлению о реальности, — рассуждает Гандер. — В прошлом автопортрет был не слишком распространен, к тому же свои портреты для потомков могли себе позволить лишь представители привилегированного класса. Но автопортреты, которые создавались испокон веков, решали ту же задачу, что и селфи сегодня, — удовлетворить потребность их субъекта в одобрении и самооценке. Этот импульс — часть человеческой натуры, и теперь мы получили возможность воздействовать на него каждый день».
Культура селфи как свобода выражения стала частью самооценки и самонаблюдения, но и этому есть исторический прецедент — развитие Зигмундом Фрейдом направления психоанализа. «Пациенты на кушетке Фрейда раскрывали свои самые сокровенные желания и мечты. Между нами и современниками Фрейда разница лишь в том, что теперь все мы «пациенты», а технологии стали нашим мегафоном. Конфиденциальность в кабинете психоаналитика помогла людям преодолеть трудности. Говоря о вещах, которые их беспокоили, социальные сети предоставляют платформу всем, кто хочет рассказать о своих чувствах».
Не стоит забывать и про разницу между нами реальными и нашими виртуальными персоналиями. Она становится размытой, но еще не исчезла. По мнению представителей мира искусства, навязчивая идея публикации фотографий и некоторой личной информации — сама по себе нарциссизм и тщеславие. Однако нарциссизм — явление вовсе не новое, а само название восходит к греческой мифологии (читайте также: «5 признаков того, что вы влюблены в нарцисса»). «Каждый любитель селфи влюблен в свое собственное отражение, словно Нарцисс. Мы очарованы своим собственным представлением о себе, подобно шестимесячному ребенку, впервые увидевшему себя в зеркале. Сейчас мы можем добавлять забавные фильтры к своим селфи, но в основном мы над собой не смеемся. Похоже, мы несколько утратили навыки самоанализа. Впрочем, мы всегда жили в мире имиджмейкеров», — говорит Гандер.
Художник также отмечает, что создание селфи можно рассматривать как некую терапевтическую реакцию. Но не стоит упускать и тот важный момент, что увлекаясь селфи мы нередко тратим свое время впустую. Самое же важное: мы рискуем утратить связь с реальностью и, в конце концов, потерять себя.
Фото: Getty Images