Чтобы стать мемом, вовсе не обязательно сильно стараться. Чаще всего кадры, которые обретают популярность в интернете и обрастают шутками, получаются случайно. От этого не застрахованы даже знаменитости. Например, эффектный перфоманс Леди Гаги на церемонии «Грэмми 2019» вызвал бурную реакцию у пользователей Twitter, которые стали делиться кадром, где исполнительница драматично нагнулась и посмотрела в камеру.
«Что видит моя еда, когда я проверяю ее в духовке», «Пытаюсь разглядеть фото на аватарке того, кто подписался на меня в Instagram» — (запрещенная в России экстремистская организация) шутили они.
Но если голливудские звезды могут быть уверены, что подобные фотографии скоро забудутся, а интернет-аудитория вскоре переключится на обсуждение нового фильма с их участием, красивой фотосессии или выступления, то обычным людям повезло меньше. Нередко одна картинка, ставшая мемом, оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь. Как же они распоряжаются свалившейся на них известностью?
Девушка-Fiji
Промо-модель Келлет Катберт буквально проснулась знаменитой после церемонии «Золотого глобуса 2019». Ее функция на мероприятии была достаточно простой — девушка всего лишь разносила воду Fiji на подносах, но по стечению обстоятельств засветилась практически на всех кадрах с красной ковровой дорожки. Журналисты, освещавшие церемонию, сошлись во мнении, что модель вполне заслужила премию за «лучшую женскую роль второго плана». Да и сама Келлет, судя по всему, была вовсе не против пристального внимания со стороны прессы. Еще до начала мероприятия она выложила в сеть фотографию, подписав ее «Не самый худший способ провести воскресенье». Как только гости стали появляться на красной ковровой дорожке под аккомпанемент щелчков десятков фотокамер, девушка ничуть не смутилась (недаром Катберт является профессиональной моделью) — она смело смотрела в объективы, выглядывая из-за спин знаменитостей.
Такой перформанс не остался незамеченным интернет-сообществом. Многие пользователи выложили фотографии с «Золотого глобуса», на которых Келлет затмила звезд Голливуда, добавив подпись «звезда родилась» («A Star Is Born»). А уже вечером после церемонии в Сети появились первые мемы, героиней которых стала промо-модель. С помощью магии графических редакторов девушка с подносом воды возникла на кадрах культовых кинолент, шедевров живописи и даже «составила компанию» президенту России, который поздравлял граждан своей страны с новогодними праздниками. Маркетологи компании, нанявшей Катберт для работы в тот день, тоже не растерялись. Fiji стали использовать изображения девушки в рекламе, а также выпустили картонные фигуры с ее фото.
Казалось бы, Келлет остается лишь почивать на лаврах интернет-популярности и зарабатывать на ней огромные деньги, но модель решила пойти другим путем. Вскоре стало известно, что девушка подала в суд на Fiji (а компания подала встречный иск), обвиняя работодателя в незаконном использовании ее фотографий. Представители бренда утверждали, что Келлет сама согласилась и подписала соответствующий договор: «Катберт вымогает почти полмиллиона долларов, поскольку ее больше не устраивают $90 тысяч, на которые она изначально согласилась».
Неизвестно, чем закончилась эта история (весьма вероятно, что девушка и компания все же решили пойти на мировую), но сейчас у Келлет 170 тысяч подписчиков в инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) и недостатка в работе по профессии она явно не испытывает.
Брайан-неудачник
Начнем с того, что имя парня на этом кадре — вовсе не Брайан, но так как реальный герой по началу даже не знал, что его фотография стала мемом, то интернет-пользователи придумали ему имя сами. В январе 2012 года изображение рыжеволосого мальчика с брекетами загрузил на сайт Reddit Ян Дэвис — старый друг героя с начальных классов. Он сразу же решил сделать фотографию мемом, подписав ее так: «Сдает экзамен по вождению — получает первое предупреждение о вождении в нетрезвом состоянии». Эта публикация осталась практически не замеченной, но позже в тот день появился второй мем с более плоским подростковым юмором, который набрал более 3300 голосов за два месяца.
С тех пор «Брайан-неудачник» стал синонимом ситуаций, когда невезучий человек хотел что-то сделать, но опозорился еще больше. В народе таких людей называют лузерами, у которых даже самые обыкновенные вещи получаются из ряда вон плохо (но забавно для окружающих). В русскоязычном интернете эта фотография тоже обрела большую популярность, картинку и сегодня нередко можно встретить в социальных сетях. «Открыл окно, чтобы выпустить муху — впустил 2 комаров, 3 пчел и свидетеля Иеговы», «Позвонил своей девушке — ответил ее парень», «Надел шерстяную кофту — убило током», — соревнуются в остроумии пользователи, придумывая все новые и новые ситуации, в которые гипотетически мог бы попасть Брайан.
В апреле 2012 года парень с фотографии нашелся — им оказался Кайл Крейвен, а сам снимок был сделан, когда мальчик учился в седьмом классе. Молодой человек говорит, что не обижен на своего друга, который загрузил изображение в интернет, ведь известность ему только на руку — теперь Крейвен сотрудничает с фирмами, эксплуатируя образ «Брайана-неудачника». В конце 2018 года американская сеть заведений быстрого питания McDonald's выпустила рекламный ролик, героем которого стал Кайл.
Парень сидит за столом и с сожалением рассказывает о том, что его старая школьная фотография сыграла с ним злую шутку, и теперь все называют его «Брайан-неудачник», в то время как его настоящее имя — Кайл. Затем молодой человек отрывает стикер McDonald's и обнаруживает, что он выиграл три бигмака. Слоган ролика: «Если он настолько удачлив, чтобы выиграть — и тебе улыбнется удача, чтобы выиграть».
Девочка-катастрофа («поджигательница»)
Эта фотография жутко улыбающейся маленькой девочки, наблюдающей за тем, как сгорает дом, стала одним из самых популярных интернет-мемов, появившись на просторах сети в далеком 2008 году. Снимок был сделан за четыре года до этого, когда четырехлетняя Зоуи Рот (девочка на фото) вышла на улицу с отцом, чтобы посмотреть на тренировочное тушение пожара. По крайней мере, так она рассказала изданию Unilad: «Пожарная часть в нашем городе проводила тестовое тушение пожара в доме, так что мы пошли посмотреть. У моего папы была новая камера, и он сфотографировал меня и моего брата на этом фоне. Мне кажется, я думала только о том, что это было очень странно и опасно. Какое-то время я не понимала, что это был тренировочный пожар, поэтому очень волновалась».
Затем в 2007 году фотография победила в конкурсе и была опубликована в журнале JPG Magazine, после чего была загружена в Интернет, где распространилась со скоростью света. «Было забавно, когда какие-то люди попросили меня сфотографироваться с ними на работе, — рассказывает повзрослевшая Зоуи Рот, которой сейчас 20 лет. — Это [снимок, ставший мемом] влияет на меня, когда люди используют мое изображение в играх или книгах, но в основном моя жизнь не изменилась».
Зои живет обычной жизнью — на ее аккаунт подписано всего лишь 20 тысяч фолловеров (что для среднестатистического блогера совсем мало), а сама она не прочь иногда повторить в шутку то самое фото, сделавшее ее известной на весь мир (правда, к счастью, уже без пожара).
Озадаченная Хлоя
Знаменитый снимок на самом деле является скриншотом из видео, которое в 2013 году загрузили на YouTube родители девочки. В ролике взрослые сообщают Хлое и ее сестре Лили о том, что они отправляются в Диснейленд, после чего следует такая разная реакция девочек на это известие. В то время как Лили утирает слезы счастья, Хлоя не видит поводов для такой бурной радости и смотрит на родителей с непониманием.
Видео быстро стало вирусным, а gif-изображения, вырезанные из него до сих пор используют в интернете, чтобы продемонстрировать свою озадаченность и полнейшее непонимание ситуации. Как написали BuzzFeed: «Ее [Хлои] реакция — самая важная и универсальная реакция для всего на свете». В 2017 году Хлоя вновь оказалась в центре внимания общественности благодаря новой рекламной кампании Google. Ее семью пригласили в бразильский офис корпорации, где девочка увидела постеры со своими портретами и даже раздала несколько автографов.
Сегодня Хлоя — популярный блогер, которому удалось монетизировать свою случайную популярность. В одному лишь инстаграме (запрещенная в России экстремистская организация) на нее подписано более полумиллиона человек.
Возмущенная девочка с хвостиками
Забавная девочка в розовой кофточке — юная актриса Миа Талерико, а популярный мем — кадр из американского комедийного телесериала «Держись, Чарли!». Тот момент, который запечатлен на фотографии, был показан в эпизоде под названием «Знакомство с родителями». Такую гамму эмоций на лице девочки — от удивления до недоумения — вызвало поведение ее экранной мамы, которая сначала сидит и спокойно играет со своей дочкой Чарли, а услышав шум во дворе, вскакивает с места и с криками «Что случилось с Чарли?» выбегает за дверь.
Кстати, в 2011 году, когда вышла серия «Знакомство с родителями», Мие только исполнилось три года. А свою актерскую карьеру она начала гораздо раньше — в 11 месяцев от роду. Впрочем, будет справедливым сказать, что ни одна роль не прославила ее так, как этот забавный кадр. Сейчас малышка подросла — ей уже 14. Она активно ведет социальные сети (однако, говоря откровенно, в этом ей сильно помогает мама) — так, например, в Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) на ее профиль подписано больше миллиона человек.
Успешный ребенок
Фотография ребенка на пляже с довольным выражением лица начала распространяться по интернету с 2011 года. Лэйни Гринер, мама 11-месячного малыша Сэмми, который стал героем снимка, выложила кадр в своем личном аккаунте на Flickr, а затем и на стоковый сервис Getty Images (откуда впоследствии изображение было удалено). Однако пользователи социальных сетей, которые стали активно делиться фотографией «Успешного ребенка» на своих страницах, интерпретировали ее по-своему: им показалось, что малыш на снимке только что разрушил чужой замок из песка и крайне рад этому событию. Так у фотографии появилось альтернативное название: «Я ненавижу песочные замки». Лейни Гринер не понравилась такая подпись к снимку, потому что ей показалось, что так ее сын — который на самом деле очень любит песочные замки — выглядит как хулиган. Но концепцию «Успешного ребенка» мама вполне одобрила, хотя и добавила, что ее мальчика немного смущает то, что он вызывает ассоциацию с мемом.
Уже через год фотография вышла за пределы социальных сетей и стала использоваться для рекламных компаний. Британская компания Virgin Media поместила изображение довольного ребенка на свои билборды, сопроводив их словами: «Тим только что понял, что его родители подключили HD-каналы без дополнительной платы». Даже американский Белый дом однажды воспользовался популярным интернет-мемом. В 2013 году на его официальной странице в Twitter появилась фотография «Успешного ребенка» с такой подписью: «Приняли иммиграционную реформу — сохранили налогоплательщикам $897,000,000,000».
Но это изображение было использовано не только с развлекательной и рекламной функциями — в 2015 году оно помогло собрать деньги для отца Сэмми, которому срочно требовалась операция по трансплантации почки. Лэйни Гринер открыла сбор средств для лечения своего мужа на краудфандинговом портале GoFundMe.
Изначально она не хотела пользоваться славой сына, но потом поняла, что Сэмми может помочь найти отцу донора: «Я подумала, что мы сможем быстрее помочь Джастину, если люди будут знать, что это отец ребенка, который столько раз заставлял их улыбаться». В итоге нужная сумма была собрана, и папа Сэмми получил необходимое ему лечение.
Фото: Instagram (запрещенная в России экстремистская организация), Facebook (запрещенная в России экстремистская организация), Twitter, Getty Images