Что первое вам приходит на ум, когда вы слышите фразу «британское образование»? Если безупречная вежливость, манеры, широкий кругозор и высокоинтеллектуальный юмор, то это абсолютная правда. Состоятельные люди и аристократия во всех странах ценят качество британского образования и те возможности в жизни, которое оно предоставляет детям. Почему оно актуально и для России — рассказывает основатель британского детского сада Britannia School в Москве миссис Холли Робертс.
Великобритания занимает одно из ведущих мест в рейтинге Лучших стран в области образования. Международное признание его качества подтверждается тем, что экспорт образовательных услуг — один из важных секторов экономики Соединенного королевства. В 2016 году Великобритания
Во всем мире представители «элиты» и верхнего среднего класса отправляет своих детей учиться в британские школы, пансионаты и университеты. Но образовательная траектория ребенка начинается еще на стадии детского сада. Вот на этом этапе и закладываются основы воспитания «маленьких сэров» и «леди». Происходит это по британской программе раннего развития — Early Years Foundation Stage (EYFS).
Что такое программа раннего развития?
Это формирование основ личности ребенка на ранних этапах его развития, которое осуществляется в каждом учебном заведении в Соединенном Королевстве. Оно включает в себя обучение, развитие и поддержание состояния благополучия всех детей от рождения до 5 лет.
EYFS следует четырем основным принципам при работе с детьми:
каждый ребенок уникален: он или она постоянно учатся и должны стать сильными и уверенными в своих силах;
все дети обучаются и развиваются индивидуально;
позитивные взаимоотношения с детьми способствуют их становлению как независимых и самодостаточных личностей;
для обучения и развития детей создаются благоприятные условия.
Эти принципы реализуются в каждой из семи областей обучения ребенка:
коммуникации (общение и погружение в языковую среду),
физическом развитии,
личностном развитии,
социальном и эмоциональном развитии,
грамотности,
математике,
понимании мира,
выразительном искусстве и дизайне.
Это целостная программа, благодаря которой дети находят свою идентичность, значимость и цели через связи с сообществом, миром природы и основными человеческими ценностями, такими как сострадание и сочувствие.
Почему EYFS нравится детям?
Главный бонус EYFS в том, что для ребенка такое обучение не является стрессом: процесс непринужденный, построенный на интересных активностях. Если спросить у учеников британского сада, что они делали весь день, ответ будет — играли. На самом деле это так, но игры четко структурированы — педагоги разрабатывают учебные планы на год, семестр и каждый день. Они строятся таким образом, чтобы выводить учеников на достижение четко прописанного уровня знаний и навыков. При этом для каждого возраста они свои. Например, дети от 2 лет через игру познают базовые геометрические формы и основы счета, от 3 лет — начинают изучать фонетику, считать и распознавать цифры до 15, а в 4 начинают читать и писать. Ученики 5-6 лет уже самостоятельно пишут сочинения по-английски, умеют складывать и вычитать, считать и распознавать цифры до 100, начинают также изучать такие предметы как география, естественные науки, компьютерная грамотность и история. По-настоящему квалифицированный британский педагог умеет преподать все это детям в увлекательной игровой форме.
Почему такое образование должно понравиться родителям?
Частое заблуждение российских родителей состоит в том, что посещать британский детский сад следует для изучения английского языка с «правильным» акцентом. На самом деле британская система образования — это гораздо больше, чем изучение английского языка. Это комплексный подход к образованию, признанный во всем мире «золотым стандартом». Он обеспечивает детям персональное развитие, самостоятельность, чрезвычайно высокие академические результаты и широкий спектр полезных в жизни навыков.
Иногда российские родители переживают, как их дети сами будут одеваться и обуваться. Конечно, в британских детских садах никто не выпускает воспитанников на улицу голыми и босыми. Тем не менее, начиная с Pre-Nursery класса (дети в возрасте 2-3 лет), педагоги, помогающие ученикам, мягко поощряют их, чтобы постепенно все больше и больше необходимых манипуляций они проделывали самостоятельно. До тех пор, пока дети полностью не освоят процесс одевания и раздевания. Обычно предполагается, что это происходит в 2,5 года. То же самое касается и приема пищи — детей поощряют самостоятельно пользоваться столовыми приборами. Британская программа подразумевает, что в 2 года ребенок может уверенно пользоваться ложкой и пить, не проливая.
Изучение языка — это побочный результат, потому что педагогов для британских садов готовят в Великобритании, и они по определению говорят на английском языке и преподают на нем. Четко прописанные образовательные результаты в британской программе позволяют объективно отслеживать академический и поведенческий прогресс ребенка в любом его возрасте. В отличии от ничего не значащего: «Ваш ребенок научился петь песенку про алфавит ABC», что часто слышат родители в так называемых «английских» детских садах, центрах и академиях.
Обучаясь по EYFS, дети получают такое же образование, как и королевское семейство
Дети британской королевской семьи не всегда обучались в обыкновенных британских детских садах, как это принято сейчас. Принцесса Диана была первой, кто изменил традиции домашнего обучения детей королевской семьи. До того, как она познакомилась с Принцем Чарльзом, она работала в британском детском саду. Принцесса смогла лично оценить, как успешно дети обучаются через игру. Она решила, что хочет того же для своих детей. Оба ее сына посещали британские детские сады. Принц Уильям обучался в Nottingham Hill Nursery, а принц Гарри в Mrs. Mynors' Nursery School. Таким образом, будущий король Великобритании принц Уильям — первый член королевской семьи, получивший дошкольное образование по EYFS и полностью прошедший обучение в британской образовательной системе. Он и герцогиня Кембриджская Кэтрин продолжили эту традицию обучения детей в британских детских садах — их дети Шарлотта и Джордж также учились и воспитывались по этой программе (читайте также: «15 правил королевского воспитания от Кейт Миддлтон»).
Почему британское дошкольное образование подходит для России
По окончанию обучения оно воспитывает «маленького сэра» или «леди», которые полностью готовы продолжать обучение в начальной школе. Если они посещали качественный британский детский сад (nursery), нет необходимости ходить ни на какие курсы подготовки к начальной школе. Своей единой программой британская образовательная система чем-то схожа с подходом к дошкольному и среднему образованию в СССР.
Весь мир все больше интернационализируется. В наше время чтобы быть ученым, программистом или врачом необходимо знать английский язык, на котором пишутся большая часть научных работ. Кому-то может это не нравится, но англосаксонская культура взаимоотношений и коммуникаций пронизывает весь международный бизнес. Язык и понимание иностранных культурных конвенций, схожий уровень навыков и знаний предоставляют маленьким российским детям более широкие возможности в продолжении обучения и работы в дальнейшем.
Высококачественные британские детские сады и школы дают своим ученикам необходимые знания для поступления в лучшие британские университеты такие как Оксфорд, Кембридж, Сент-Эндрюсский университет, Имперский или Университетский колледж Лондона. Из года в год эти учебные заведения занимают ведущие места в
Британское образование с ранних лет дает российским детям те же возможности для продолжения обучения в будущем, которые имеют их сверстники в Великобритании или дети в других странах, посещающие учебные заведения, работающие по британской образовательной программе.
Британский педагог, основавшая свой детский сад Britannia School в России и руководящая им в настоящий момент. Член Британского общества психологов и Британской ассоциации раннего образования детей. Работает с детьми более 15 лет.
Личный сайтФото: Getty Images