С раннего детства нам рассказывают, что мир разделен на мужское и женское. И если во взрослом возрасте мы можем поставить какие-то догмы под сомнение, то маленькие дети, впитывающие все как губка, просто не могут этого сделать. А навязанные установки потом очень мешают жить. Разбираемся в сути проблемы с учредителем «Интересного детского сада», «Интересной Школы» и основателем бренда детской одежды «Zhannaandanna» Жанной Казанской.
Почему мы так подвержены стереотипному мышлению? Когда мы им пользуемся, запускается более экономичный способ мышления, мы не задумываемся и не анализируем информацию. У нас уже есть удобное решение, готовое к употреблению, которое не вызывает противоречий. Ведь так думает большинство, потому что нас так научили думать. Поэтому все гендерные стереотипы, которые очень отражаются в воспитании — это установки и предписания к тому, как должны выглядеть, вести себя, думать и чувствовать не только мальчики и девочки, но мужчины и женщины.
Наглядным примером проявления гендерного стереотипа является разделение по цветам: девочкам — розовое, мальчикам — синее, или по видам игрушек: мальчикам — машинки, а девочкам — куклы, хотя по большому счету выбор цвета никак не влияет на пол ребенка. Напротив, мальчики и девочки будут расти с ограничением, что им что-то нельзя только потому, что они не того пола для этого цвета. А такие безобидные вещи, как цвет, уже ставят детей на разные гендерные пути, которые могут определять большую часть их жизни. Дальше включается тяжелая артиллерия и начинают проявляться конкретные установки.
Хороший пример из мира взрослых, современных и вполне уверенных в себе людей. Не так давно популярный спортивный бренд выпустил скоростные кроссовки. Это дорогие кроссовки, которые в России изначально были представлены лимитированным количеством. Они заметно улучшали результаты даже бегунов-любителей, и многие хотели стать их обладателями. Но дело в том, что модельный ряд для обоих полов состоял всего из двух цветов — ярко-салатового и ярко-розового. Это незамедлительно привело к тому, что бегуны разделили эти цвета на мужской и женский, и в разговорах в клубах нередко звучало, что купивший себе розовую пару мужчина купил себе женские кроссовки. А купивший автоматически переходил в разряд «бунтарей», которые пошли против системы.
По сути, если мы логически посмотрим на то, что происходит, то гендерные стереотипы часто подменяют понятия и иногда предъявляют к людям невыполнимые требования. К примеру, девочка должна быть одновременно хорошей мамой, хозяйкой и стремиться к карьерному росту. С одной стороны, ей покупают кукол, учат вести хозяйство и готовить, а с другой стороны, требуют прилежания, аккуратности, хороших оценок в школе, поступления в институт и карьерного роста. В общем, успевать все на «отлично». И что мы видим сейчас? Все эти установки из детства родили целое поколение женщин, которые хотят быть «хорошими девочками» для других, забывая о себе.
То же самое происходит и с мальчиками, когда им подсовывают определенные игрушки и высмеивают их интерес к девчачьим играм, стараются воспитать в них «характер», умение демонстрировать настойчивость и добиваться поставленных целей. То есть привить все те качества, которые в обществе считаются исконно мужскими.
Слова «ты же мальчик, ты должен делать и поступать так…» или «ты же девочка, а девочки должны делать так…» преследуют нас всю жизнь. А о влиянии слов на наше поведение говорит эксперимент психолога Клода Стила из стэндфордского университета. Вместе с коллегами они собрали две группы студентов математического класса обоих полов. До начала тестирования перед студентами специально выступил профессор Стил. Одной группе он сказал, что тест выявит разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе, что это тестирование докажет, что различий между людьми разного пола по этому предмету нет. В итоге девушки из первой группы показали себя гораздо хуже студентов-мужчин, хотя уровень знаний у них был примерно одинаковый. Все последующие эксперименты только доказывали это: установки, которые транслируют более «авторитетные» люди, сильно влияют на то, как студенты себя проявят. То есть, результат зависел только от того, что им говорилось перед тестом. А теперь представьте, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.
Так как же поступить и позволить нашим детям быть такими, какими они хотят и могут, а не такими, как мы и все вокруг хотим? Пусть ваши дети знают, что ваша семья — это безопасное место для того, чтобы они могли выразить себя такими, какие они есть. Без осуждений, назиданий и упреков. Наше общество и культура, которые настолько пропитаны гендерным стереотипом, попросту не готовят детей к будущему и успеху в жизни. Позвольте своим детям быть самими собой.
Начните с себя. Не используйте в речи выражения «ты же девочка/мальчик», позвольте проявлять эмоции вне зависимости от пола. Потому что если девочка плаксивая, а мальчику и правда больно, то фразами «ты мужчина, а мужчины не плачут» и «ты ведешь себя как капризная девочка» мы учим детей скрывать свои эмоции, поскольку они постыдны для окружающих. Более того, этим мы показываем, что эмоциональность — это то, за что над тобой можно посмеяться. И основная проблема заключается в том, что мальчик за эту эмоциональность потом будет высмеян сверстниками в духе: «расплакался как девчонка», потому что они уже слышали это от взрослых.
Любое разделение по цвету, виду и содержанию рождает чувство стыда. И в школе мальчик четко осознает, если он наденет розовое, то его просто-напросто засмеют. Мы прививаем чувство стыда и боязнь общественного мнения нашим детям, что заставляет их следовать уже предписанным обществом правилам. Если ребенок хочет носить то, что ему нравится, то не позволяйте другим детям или воспитателям комментировать данный выбор.
Многие начинания и таланты девочек и мальчиков игнорируются, если они не соответствуют гендерным представлениям. Важно быть личным примером, и говорить, что эмоциональность, чувствительность, нежность — это просто черты характера отдельной личности, а каждый вправе выглядеть так, как он хочет в данный момент. Что все установки из разряда «мальчики должны хорошо устроиться, а девочки должны удачно выйти замуж!» — лишь стереотипы общества.
Мир без гендерных стереотипов нужен всем, не только детям. Без них мы сможем не судить других по их внешности, научимся договариваться, а не отмахиваться от каких-то ситуаций фразами «она же женщина/он же мужчина». Почувствуем уверенность в себе, почувствуем, что можем стать кем захотим, носить любую одежду, которая нам нравится, выбирать фильмы, книги, увлечения и хобби, которые нам по душе. И научим себя и своих детей не зависеть от оценок и мнений окружающих.
Материал подготовлен совместно с ассоциацией «Равные права и равные возможности» — первой в России коммуникационной площадкой для коммерческих и некоммерческих организаций, а также частных лиц, имеющих успешный опыт внедрения проектов, практик и программ, направленных на устранение трудовой и социальной дискриминации людей на основании их пола, возраста, физических или иных ограничений.
Об эксперте:
Учредитель «Интересный детский сад» и «Интересная Школа». Основатель бренда детской одежды Zhannaandanna.
Фото: Getty Images