Почему некоторые деятели искусства предпочитают скрывать свою личность за псевдонимами? Причин тому может быть множество – социальные мотивы, политические взгляды, творческая позиция или даже происхождение. Так, например, в XIX веке, когда писательское ремесло считалось прерогативой мужчин, некоторые талантливые женщины-писательницы публиковались под мужскими псевдонимами. Самый яркий тому пример – француженка Амандина Аврора Люсиль Дюпен, которая была известна в литературных кругах под именем Жорж Санд.
Музыканты также иногда играют со своими поклонниками, сохраняя интригу собственной личности. Музыкальный проект Enigma, появившийся во второй половине прошлого века, был окутан завесой тайны – его участники никогда не давали интервью, не выступали на фестивалях. И это был удачный продюсерский ход, который как нельзя лучше дополнял мистическую атмосферу, которой пронизаны все композиции Enigma.
Другой исполнитель, решивший скрыть собственную личность за псевдонимом, сделал это во имя эксцентричного сценического образа. Гитарист-виртуоз Buckethead всегда выступает в белой маске и с ведром KFC на голове. Несмотря на такой яркий и странный имидж, его музыкальный талант невозможно оспорить. Он выпустил более 100 альбомов в самых разных жанрах, сотрудничал с Guns N’ Roses, Сержем Танкяном и Вигго Мортенсеном. Оззи Осборн даже позвал его в свою группу – впрочем, отказ одиночки Buckethead никого не удивил.
Известный живописец эпохи Испанского Ренессанса Доменикос Теотокопулос – более известный под именем Эль Греко – был уникальным творцом своего времени. Его прозвище отражает не только этническую принадлежность мастера, но и манеру его живописи, приближенную к византийской. В XXI веке также есть несколько интересных художников, которые работают под псевдонимами. Познакомимся с ними поближе.
Нино Дуччо
Все, что о нем известно – он европейский бизнесмен и коллекционер с художественным прошлым. Его псевдоним связан с именем величайшего мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсеньи. Таким образом современный художник решил отдать дань уникальному периоду итальянского Возрождения, характеризующемуся расцветом всех видов искусств. Нино Дуччо обладает собственным стилем – он искусно интерпретирует на свой манер весь мировой опыт изобразительного искусства.
Его работы не привязаны к социальному контексту, они транслируют импульс, настроение или состояние, понятные каждому человеку. При одном взгляде на его картины в сознании возникает поток ассоциаций. Две работы Нино Дуччо особенно выделяются – а именно картины, названные «17.19.21.R» и «17.19.21.W». Их основой послужили два холста XIX века, на которых время оставило свои следы. Художник лишь внес несколько своих ярких штрихов, которые преобразили и оживили старинные полотна.
Совсем скоро работы Нино Дуччо можно будет увидеть в Москве. 15 мая в VS unio art gallery состоится открытие
Бэнкси
Его имя известно практически каждому человеку, который интересуется современным искусством. Стрит-арт художник Бэнкси предпочитает не раскрывать свою настоящую личность широкой общественности, но его работы говорят сами за себя. Они носят остросоциальный характер – в них художник изобличает пороки общества потребления, привлекает внимание к проблемам коррупции, мировых войн и глобального потепления. Однажды Бэнкси сказал: «Если вы хотите что-то сказать, чтобы люди вас услышали, вам нужно быть в маске».
Он также иногда устраивает провокационные перфомансы – развешивает свои работы на исторических выставках или даже публично уничтожает их, после того как они уходят с молотка за миллион фунтов стерлингов. Так что анонимность, возможно, еще и помогает свободному художнику избежать преследования со стороны закона.
Видео, в котором объясняется, как был подготовлен перфоманс с уничтожением картины «Девочка с шаром» на Sotheby's:
Впрочем, можно ли привлекать к ответственности деятелей искусства за их художественные высказывания? Вопрос остается открытым (читайте также: «Кто такой Бэнкси: художник, “качественный вандал” и провокатор»).
JR
Этот французский художник и фотограф согласился раскрыть миру только свои инициалы. Он начал рисовать граффити, будучи подростком и не имея цели изменить мир. Однако с течением времени JR изменил свое мнение об этом уличном направлении искусства. Он отправился в путешествие по Европе, познакомился с людьми, которые занимались граффити, и осознал, что самой большой галереей в мире могут стать именно улицы. Это искусство, которое доступно каждому. Искусство, которое говорит с современниками на одном языке. Искусство, которое невозможно проигнорировать.
В 2000-х годах JR создал проект под названием Portraits of a Generation (Портреты поколения). Его героями стали самые разные люди, которые обитали в окрестностях столицы Франции (в основном это были рабочие пригородных строек). JR разместил их портреты на стенах Парижа, поставив под сомнение тот медийный образ среднестатистического жителя страны, который транслируют СМИ.
Другой громкий проект JR носил название Face 2 Face (Лицом к лицу) и был создан в тандеме с кинопродюсером Марко Берреби. Его темой стал израильско-палестинский конфликт. Чтобы продемонстрировать, что любая война – это прежде всего люди, которые в ней участвуют и погибают (а в данном случае, эти люди еще и являются соседями) – JR решил выставить огромные фотографии израильтян и палестинцев лицом к лицу в восьми палестинских и израильских городах и по обе стороны Израильского разделительного барьера. Эти портреты вовсе не официальные, герои проекта сфотографированы с необычных ракурсов, и иногда эти кадры выглядят очень забавно.
Эта непринужденность объединяет все фотографии цикла. Увидеть в своих враждебно-настроенных соседях обыкновенных живых людей – не это ли важно, чтобы пересмотреть отношение к вооруженному конфликту?
Фото: архивы пресс-служб, www.jr-art.net, Getty Images, banksy.co.uk/out.asp