«Джеки» (2016): Натали Портман
Последняя – пока последняя – 100-минутная биографичная драма о Жаклин Кеннеди, кстати, не попавшая в итоге в список оскаровских претендентов на лучший фильм года, вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, его хвалят за любопытную полудокументальную подачу материала, хорошо переданную атмосферу непростых для Америки 60-х годов. С другой, называют скучным, невыразительным и приторным, отмечая общую сценарную слабость с медленной динамикой (жирный минус в копилку американского сценариста и продюсера Ноя Оппенхайма) и не слишком-то оригинальное видение хроники трагических событий («Джеки» ─ реконструкция четырех дней жизни хозяйки Белого Дома, последовавших после убийства президента Кеннеди в Далласе). Чилийскому режиссеру Пабло Ларраину уже успели попенять за то, что он взялся за историю, о которой написаны и сняты десятки книг и фильмов, но не сумел по-новому раскрыть ее. Фактически же, дело было запутанным: Ларраин подхватил идею у Даррена Аронофски, который хотел сам хотел режиссировать «Джеки» и даже снимать в главной роли свою жену, актрису Рэйчел Вайс. По мере того как затухали отношения между супругами (в 2010-м они развелись), «проект Кеннеди» откладывался во все более долгий ящик. Оттуда его извлекли в 2015-м: Аронофски в рамках «Берлинале» увидел ленту Ларраина «Клуб», «присмотрелся к парню» (особенно ему импонировал тот факт, что чилиец еще ни разу не снимал кино на английском и был «совершенно не отягощен историческим бэкграундом») и предложил ему поработать над «Джеки», оставшись при этом в кресле продюсера.
Большинство киноманов, привыкших не только смотреть, но и думать, называют «Джеки» фарсом на избитую тему. Историческая драма исторической драмой, но реальным деталям, безусловно тогда, полвека назад, наложившим отпечаток на ее настоящий характер (ставшая со временем исключительно публичной идеальность ее брака с Джоном Кеннеди, страдания от измен и постоянных интрижек мужа, мысли о разводе) места не нашлось. Вместо этого слишком большой акцент делается на пример для подражания – безупречный образ первой леди с несгибаемой силой воли и львиной отвагой.
Впрочем, есть у картины один козырь, которым она отбивается от всех преследующих ее негативных выпадов. Это хрупкая, аристократичная и завораживающая Натали Портман в роли миссис Кеннеди. В Каннах (там в прошлом мае показали первые кадры фильма) критики были заинтригованы, а в Венеции, где на 73-м Венецианском кинофестивале состоялась премьера «Джеки», выразили единодушное мнение: «Самая сильная работа Портман со времен «Черного лебедя» и, возможно, лучшая роль в ее карьере». Внешнее сходство, правильно поставленная речь, тщательно выверенные жесты, неподдельные эмоции – этому бенефису невозможно не поверить. По общему мнению, именно ее игра вытягивает весь фильм, и номинация на «Оскар» ─ хорошее тому подтверждение.
Кстати, «Джеки» номинирована на награды киноакадемии в еще двух категориях – «Лучшая музыка к фильму» (атмосферный «траурный» саундтрек 29-летней британской композиторши Мики Ливай собрал больше хвалебных отзывов, чем картинка, которую он сопровождает) и «Лучший дизайн костюмов». О последних разговор особый. Джеки Кеннеди была иконой стиля 60-х, а ее образ – воплощением идеального баланса индивидуальности, модных тенденций и официального протокола. Малейшая неточность в его передаче влечет за собой бурю критики и возмущения. Рукав ¾ и длинные перчатки, юбки до колена, маленькие сумочки и изящные шляпки, преимущественный монохром в цветах, простой, но элегантный и женственный трапециевидный крой, «люксовые» бренды (по большому счету, французского происхождения) – все детали нужно было передать с максимальной четкостью. Художник по костюмам француженка Мадлин Фонтен (пожалуй, главная из ее знакомых нам работ ─ «Амели») тщательно изучила все архивные материалы, получила множество консультаций и личных фотографий у родственников Жаклин, заручилась поддержкой модных домов Chanel и Dior и – вуаля! ─ справилась с задачей очень хорошо, что не осталось незамеченным на «раздаче» премии BAFTA. Там «Джеки» обошла и «стиляжный» «Ла Ла Ленд», и вычурно-шикарный «Флоренс Фостер Дженкинс», и немыслимых в своем воплощении «Фантастических тварей», получив статуэтку за лучшие наряды.
«Дворецкий» (2013): Минка Келли
Фильм американца Ли Дэниелса, не избалованный наградами, но очень тепло принятый критикой и публикой (говорят, при его просмотре прослезился даже Барак Обама) ─ биографическая драма «по политическим мотивам». Жаклин можно увидеть здесь лишь в эпизодической роли, так как чета Кеннеди ─ всего лишь одна из восьми президентских семей Белого Дома, в подчинении у которых за время службы оказывается чернокожий дворецкий Сесил Гейнс. После выхода фильма все согласились с тем, что не смотря на внешний лоск Джеки в исполнении красотки Минки Келли, голливудской актрисы с не самым впечатляющим послужным списком, получилась весьма невыразительная.
«Парклэнд» (2013): Кэт Стиффенс
Свое название этот биографический триллер позаимствовал у больницы, куда после покушения доставили тяжелораненого президента, а сценарий – у книги Винсента Буглиози «Восстановленная история: Убийство президента Джона Кеннеди». Для его написания создатели провели настолько емкую и плодотворную работу, пообщавшись с очевидцами убийства президента, что основные съемки заняли всего 24 дня. Врачи, медсестры и прочий «спасательный» персонал отодвигает жену убитого президента не на второй, а на двадцать второй план, фокусируя на себе все внимание.
Для героини Кэт Стиффенс было пошито 3 одинаковых розовых комплекта Chanel, идентичных тому, в котором Джеки была в день убийства мужа. Но это не спасло малоизвестную актрису, внешность которой при всех стараниях гримеров не имеет даже отдаленного сходства с Жаклин Кеннеди, от язвительных комментариев о том, что она похожа на подростка, оказавшегося на съемочной площадке случайно.
«Убийство Кеннеди» (2013): Джиннифер Гудвин
Еще один фильм, вышедший в 2013-м и посвященный все тому же историческому поводу, больше сосредоточен на событиях, предшествующих национальной трагедии 1963 года. Центральная роль в нем отведена официальной версии происшествия и убийце – Ли Харви Освальду. У президентской супруги здесь больше времени, и образ, который получился у Джиннифер Гудвин («Улыбка Моны Лизы», «Переступить черту», «Обещать ─ не значит жениться»), можно назвать правдивым и реалистичным. В «визуальное попадание» сначала было очень сложно поверить, но благодаря стараниям стилистам и визажистам, оно удалось на 100% процентов.
«Клан Кеннеди» (2011 г.): Кэти Холмс
Мини-сериал производства студии Muse Entertainment Enterprises стал несколько вольным пересказом жизни семьи Кеннеди на протяжении трех десятков лет (он включил в себя и драматический эпизод убийства 35-го президента США). На создание оригинального сценария у продюсера проекта Стивена Крониша ушло около 1,5 лет – по его признанию, он проштудировал более 30 томом мемуаров о знаменитом семействе. Сериал был отмечен многими наградами, в том числе премиями «Эмми» за лучшие работы художников по гриму и по прическам.
Для каждого из центральных персонажей теленовеллы, в том числе и Жаклин Кеннеди, было пошито около 50 костюмов – из современных тканей, но по оригинальным образцам. Здесь есть все, что составляло фирменный стиль любимой первой леди американцев: туфли на небольшом каблуке, бежевые тренчи и элегантные пальто, маленькие шляпки, платки и солнечные очки. Образ миссис Кеннеди идеально подошел исполнительнице главной роли Кэти Холмс – кинокритики единогласно сошлись во мнении, что, как и в случае с Портман, он стал едва ли не лучшим в ее карьере.
Не смотря на то, что выход сериала был сопряжен со скандалом (телеканал History, по заказу которого создавался проект, отказался его демонстрировать, поддавшись давлению членов семьи Кеннеди), решено было снимать продолжение. Планировалось, что второй сезон ─ «Клан Кеннеди: После Камелота» ─ выйдет в 2017 гг, но пока точной информации нет (возможно, с учетом выхода на большие экраны «Джеки», создатели решили взять паузу).
«Серые сады» (2009): Джинн Трипплхорн
Эта лента, основанная на реальных событиях, выделяется из череды «фильмов про Джеки» прежде всего, тем, что центральное место в ней отведено не собственно Жаклин Бувье-Кеннеди-Онассис, а ее родственницам. Картина рассказывает об Эдит Бувье (ее сыграла Джессика Лэнг) и Эдит Бувье-старшей (Дрю Бэрримор), приходящимся первой леди соответственно кузиной и тетей. Сама она в исполнении американской актрисы, номинантки на премию «Эмми» появляется на экране, будучи супругой Онассиса. Биографическая драма с завораживающей игрой актрис подкупает не глянцевой безупречностью, но естественной реалистичностью, а также помогает пролить немного света на образ безупречной первой леди.
«Леди нового Камелота» (2001): Джилл Хеннесси
В вольном пересказе временного отрезка, охватывающего 20 лет, фокус смещен на женскую компанию, представительниц которой объединяет то, что все они ─ жены братьев Кеннеди. Мелодрама очень эмоционально повествует о том, как Этель, Джоан и Джеки Кеннеди ежедневно совершают маленькие подвиги «больших жен». Канадская актриса Джилл Хеннесси (сериал «Закон и порядок», «Робот-полицейский-3») смогла добавить несколько новых штрихов к портрету Жаклин как первой леди: у нее она не только самоотверженная, но также расчетливая и трезво мыслящая.
«Первая леди» (2000): Джоэн Уэлли
К моменту, когда Джоэн Уэлли сыграла Джеки Кенеди в еще одном биографическом фильме, она была уже достаточно известна в США. Супруга Вэла Килмера (актеры познакомились в 1988-м на съемках фильма «Уиллоу», поженились, но позже развелись) участвовала в популярных телевизионных проектах «Поющий детектив» и «Скарлетт». По отзывам критиков «Первая леди» вышла чересчур идеализированной – характеру недоставало непосредственности, эмоциональности и доли эксцентричности, которые отличали истинную Жаклин. Сериал интересен прежде всего тем, что значительная часть времени отводится в нем описанию жизни первой леди США после смерти супруга и последующего бракосочетания с миллиардером Аристотелем Онассисом.
«Женщина по имени Джеки» (1991): Рома Дауни
Мини-сериал, вышедший в начале 90-х, занял еще одну строчку в списке кинолент, посвященных Жаклин Кеннеди. Биографическая лента отличается от других подобных работ прежде всего тем, что имеет в активе премию «Эмми» как лучший телевизионный продукт. Сценарий был написан по одноименной книге и аналогично ее содержанию жизнь главной героини концептуально поделена на три отрезка («Годы Бувье», «Годы Кеннеди» и «Годы Онассис»). В сериале показан довольно большой период времени, поэтому Джеки сыграли сразу несколько актрис. Наиболее впечатляющим образ получился у Ромы Дауни, американки ирландского происхождения, более известной по роли в сериале «Прикосновение ангела», который был снят позже.
«Жаклин Бувье-Кеннеди» (1981): Жаклин Смит
Первый фильм, вышедший при жизни Джеки Кеннеди. Главную роль в нем сыграла яркая харизматичная шатенка, тезка своей экранной героини Жаклин Смит, более всего известная по сериалу «Ангелы Чарли». Автобиографичная лента сфокусирована на жизни Жаклин Кеннеди, начиная с того времени, когда она жила в Нью-Йорке и работала журналисткой. За этот фильм актриса была номинирована на «Золотой глобус», но награду не получила.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб