Кире Коваленко 31 год, и ее талант уже признан на международном уровне — фильм «Разжимая кулаки», снятый молодым режиссером, был отмечен на 74-м Каннском кинофестивале (читайте также: Каннский фестиваль-2021: лучшие образы церемонии закрытия). Кира получила получила гран-при программы «Особый взгляд». Картина рассказывает о жизни девушки Ады, живущей в маленьком шахтерском городке и мечтающей сбежать оттуда, и ее семьи — отца и двух братьев.
Коваленко — ученица культового режиссера Александра Сокурова. Фильм, ставший для нее первым крупным триумфом, лишь вторая работа режиссера. К слову, дебютная лента Киры «Софичка» также принял участие в кинофестивале и впервые был показан на Таллинском киносмотре в 2016 году.
Интересно, что лично получить свою пальмовую ветвь Кира не смогла — в день вручения режиссер должна была вернуться на съемочную площадку своего нового проекта, который, мы не сомневаемся, также войдет в историю современного российского кино.
А пока рассказываем о коллегах Коваленко по цеху, которые уже наглядно доказывают — российский кинематограф переживает новый виток развития, который отличается смелостью, откровенностью и желанием достучаться до каждого зрителя.
Кантемир Балагов (29 лет)
Кантемир Балагов родился в Нальчике в семье учительницы и бизнесмена. Отец будущего режиссера мечтал о том, что сын сможет пойти по его стопам, получит экономическое образование и сможет освоить прибыльную профессию, однако у Кантемира были иные планы на жизнь.
В юности Балагов снимал небольшие ролики совместно с друзьями, которые и посоветовали ему написать письмо режиссеру Александру Сокурову, руководителю творческой мастерской в Кабардино-Балкарском Университете. С этого начался непростой путь начинающего режиссера в мир большого кино.
Еще во время учебы, в 2016 году, Балагов принял участие в интересном проекте его однокурсницы Киры Коваленко «Софичка». По словам режиссера, этот проект многое ему дал и стал первым серьезным шагом на пути к успеху. Уже тогда Балагов начал вырабатывать свой собственный стиль, полный тонкой игры и драматургии, который с каждым новым проектом кинематографиста все больше укреплялся и развивался.
Уже через год вышел фильм Балагова «Теснота», рассказывающий о жизни простой семьи из Нальчика, которая сталкивается с суровыми жизненными обстоятельствами. Работа юного кинорежиссера приятно удивила публику, а жюри Каннского фестиваля отметило «Тесноту» в программе «Особый взгляд». В том же году Кантемир Балагов удостоился премии «Открытие года» по версии журнала GQ.
2019 год стал для режиссера триумфальным. Его военная драма «Дылда», повествующая об искалеченных ужасами войны жизнях двух подруг, была представлен на 72-ом Каннском фестивале, победив в номинации «Лучшая режиссура» (также в программе «Особый взгляд»). Кроме того, кинокартина Балагова вошла в шорт-лист премии «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
Александр Хант (35 лет)
Александр Хант снял свои первые короткометражные работы еще во времена учебы во ВГИКе. Именно тогда появились его фильмы «В опере», «Ужин» и документальная кинокартина «Питер, Петербург!», которая была представлена на студенческом фестивале «Святая Анна». Однако настоящую известность и признание кинематографист получил после выхода на экраны работы с многообещающим названием «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» в 2017 году.
Фильм, снятый в нетипичном для российского кино жанре «роуд-муви», повествует о непростой жизни бывшего детдомовца, который однажды встречает своего отца, ставшего инвалидом, и решает отвезти того в Воронежский дом инвалидов.
Главные роли исполнили Евгений Ткачук и Алексей Серебряков, который, к слову, отказался от гонорара и сыграл отца-уголовника бесплатно. Кинокартина произвела фурор среди зрителей и кинокритиков, которые отметили, что работа Ханта стала одним из главных событий в мире современного российского кинематографа.
Помимо народного признания, фильм также получил высокие оценки на кинофестивале «Окно в Европу» и на международном фестивале в Карловых Варах, а также был номинирован в нескольких категориях на кинопремию «Ника».
После успешного дебюта Хант снял кинокомедию «Энский Робинзон», а в 2019 году на экраны вышла картина «Межсезонье», повествующая о жизни российских подростков.
Григорий Добрыгин (35 лет)
Григорий Добрыгин начинал карьеру в качестве актера — он сыграл главного героя в блокбастере «Черная Молния» в 2009 году, а после исполнил роль юного и неопытного молодого человека в проекте «Как я провел этим летом» (2010). В том же году Добрыгин стал частью труппы театра «Современник».
Спустя три года Григорий решил попробовать себя в качестве кинорежиссера, представив короткометражку «Измена», которая была показана на Каннском кинофестивале. Уже в 2014 году в Каннах представили вторую режиссерскую работу Добрыгина «Верпаскунген», которая также была хорошо принята публикой и жюри.
В 2019 году кинематографист вновь сменил вектор творчества и снял свой первый полнометражный фильм «Sheena667», повествующий о жизни людей в российской глубинке через призму будней семьи из Вышнего Волочка. Режиссер показал обычных жителей периферии, у которых свои принципы и убеждения и слепая вера во все, что говорят «авторитетные источники» вроде рекламы по ТВ. Им присуща гротескная наивность — коренному жителю столицы тяжело будет понять внутренний мир обитателя Вышнего Волочка. И все же, Добрыгин решил познакомить эти два параллельных мира, громко заявив о себе в киноиндустрии.
Фильм получил признания на Роттердамском фестивале, а также стал участником конкурсной программы «Кинотавр 2019».
Нигина Сайфуллаева (36 лет)
Нигина Сайфуллаева дебютировала в качестве режиссера короткометражного фильма «Шиповник» в 2011 году. После кинематографистка была задействована в нескольких комедийных проектах, а также выступила режиссером полнометражного фильма «Как меня зовут», который был представлен на фестивале «Кинотавр». Однако самой масштабной и известной работой Сайфуллаевой стала картина «Верность», вышедшая на экраны в 2019 году.
Эротическая мелодрама стала участницей конкурсной программы 30-ого Кинофестиваля «Кинотавр». «Верность» знакомит зрителя с обычной семьей из Калининграда. Она — врач-гинеколог, он — актер провинциального театра. Привычное течение жизни нарушают несколько смс-сообщений мужу от его напарницы, невольно прочитав которые, супруга начинает подозревать измену и принимает отчаянное решение ответить тем же.
Красной нитью в сюжете проходит тема секса, который в этой кинокартине представляется не формальным процессом коммуникации или утолением своих потребностей, а способом выражения чувств, каналом для диалога, способом самоидентификации, проявлением любви. Сайфуллаевой определенно удалось претворить эту идею в жизнь, не ударяясь в пошлость, а сделав акцент на многомерности телесного контакта.
Александр Золотухин (32 года)
Александр Золотухин, в юности увлекавшийся программированием, решил сменить вектор деятельности и начал учебу в в Институте кино и телевидения в Санкт-Петербурге, а после, так же как и его коллега по цеху Кантемир Балагов, учился у мэтра режиссуры Александра Сокурова.
Дебют Золотухина состоялся в 2018 году — тогда кинематографист представил публике свой первый короткометражный фильм «Мальчик русский», повествующий о тяжелой жизни в период Первой мировой войны. Примечательно, что главную роль в военной драме Золотухина исполнил выпускник одного из детских домов Петербурга, который не обучался актерскому мастерству.
Работа режиссера была представлена на Берлинском международном кинофестивале, а также на отечественном фестивале «Кинотавр».
Дебютная кинокартина режиссера была хорошо встречена зрителями и критиками, которые отметили большой потенциал начинающего кинематографиста, будущие кинопроекты которого публика ждет с нетерпением.
Ян Гэ (32 года)
Ян Гэ родилась в Пекине, однако сразу после окончания школы девушка переехала в Россию, где продолжила обучение и стала строить дальнейшие планы на жизнь. В 2010 году Ян начала учебу в актерско-режиссерской творческой мастерской во ВГИКе, а через два года приступила к работе в «Гоголь-центре» у Кирилла Серебрянникова.
Как актриса Ян Гэ успела поучаствовать во многих проектах, в том числе в премьерных спектаклях режиссера Серебрянникова, кинофильмах «Норвег», «Экипаж» и «Притяжение», однако в 2018 году девушка решила попробовать себя в качестве режиссера и представила публике свой первый фильм «Ню», который зрители и кинокритики нарекли одним из самых откровенных за последние несколько лет.
Уже через год на Московском международном кинофестивале Ян Гэ представила свою вторую полнометражную работу «Троица», получившую особый приз жюри.
«Троица» — картина о реальных людях и их историях вне территориального и национального контекста, основанная на событиях из жизни знакомого Ян Гэ. Реальная, универсальная и актуальная картина интригует и приковывает зрителя к экрану современным прочтением давно устаревших проблем, а потому за творчеством кинематографистки следить особенно интересно.
Иван И. Твердовский (32 года)
Режиссера Ивана Твердовского называют «русским Ларсом фон Триером», однако сам кинематографист таковым себя не считает и акцентирует внимание на собственном, уникальном видении мира.
После окончания ВГИКа Твердовский был приглашен в качестве куратора короткометражной программы на Московском международном кинофестивале, а уже в 2014 году на фестивале «Кинотавр» представил публике свой дебютный полнометражный фильм «Класс коррекции».
Дебют Твердовского произвел настоящий фурор в российской киноиндустрии, после чего о нем заговорили. «Класс коррекции» получил несколько престижных наград и номинаций, в том числе главный приз на Международном кинофестивале в Карловых Варах.
Через два года Твердовский представил свою вторую работу — фантастическую драму «Зоология», которая была удостоена приза на киновестивале в Карловых Варах, и победы в номинации «Лучшая женская роль» на фестивале «Кинотавр».
Последней на сегодняшний день стала провокационная кинолента «Подбросы», которая вышла на экраны в 2018 году. Фильм рассказывает о непростой жизни мальчика с редким заболеванием — он не способен чувствовать физическую боль.
Несмотря на то, что последняя киноповесть, по мнению критиков, не стала выдающейся и не принесла в копилку режиссера новых наград, фильм все же рекомендован к просмотру — нестандартный для российской киноиндустрии сюжет, игра актеров и задумка режиссера не оставят зрителя равнодушным.
Фото: Getty Images, Кинопоиск, IMDB