Они изменят мир: 5 женщин-ученых, которые добились успеха в науке

Например, Дарья Дорохова — ядерный физик из Новосибирска. Девушка пишет программу для установки СКИФ — Сибирского кольцевого источника фотонов, первого и самого современного в мире источника синхротронного излучения. Эта программа поможет создать идеальные условия для движения частиц внутри гигантского кольца ускорителя.

Дарья призналась, что самый популярный вопрос, которой ей задают, узнав, что она физик-ядерщик, — можно ли в коллайдере создать Черную дыру.

«Ну, ребята, вы серьезно? Это ж какую энергию надо забабахать! Может, когда-нибудь, в далеком-далеком будущем, а пока — извините, но нет», — отвечает Дарья.

Кроме этого, многие знакомые девушки спрашивают, не вырастет ли у нее от радиации хвост, на что она с иронией отвечает, что пока не вырос.

«В коллайдере безопасно. Когда не летают пучки, туда спокойно водят на экскурсии студентов и школьников. Он у нас небольшой, всего 366 м», — говорит ученая.

А вот Виктория Кабанова, аспирантка Института химии и химической технологии Ярославского государственного технического университета, изобретает то, что раньше не удавалось никому в России, а именно метилэтилкетон — это важное соединение, которое применяется в фарминдустрии, производстве лака, клея и печатных красок.

Они изменят мир: 5 женщин-ученых, которые добились успеха в науке

«В США и некоторых странах Азии это соединение производят, а у нас нет. Все предприятия, его использующие, вынуждены закупать его за рубежом. Это и дорого, и сейчас вообще невозможно. Мы разработали свой способ получения этого соединения, который по свойствам преобладает над теми, которые уже реализованы», — сообщила Виктория.

Девушка призналась, что любовь к химии появилась у нее еще в школе благодаря замечательному педагогу. Сейчас же молодая ученая, помимо научной деятельности, работает ассистентом на кафедре и уже сама преподает студентам из России и других стран. Рабочий день Виктории очень насыщенный.

«В лаборатории, как правило, провожу 8 часов. Бывает и больше — придешь с утра пораньше и уходишь чуть ли не последней из корпуса. Связано это с тем, что опыты занимают большое количество времени, 4-5 часов, и это только на сам процесс, а ведь еще нужно подготовить реактивы, собрать установку, по завершении убрать за собой рабочее место. Часто работу приходится брать и на дом. Конечно, там эксперимент не поставишь, но в работу ученого входит также обработка полученных результатов в виде сводных таблиц, графиков», — говорит девушка.

При этом ученая признается, что работа часто бывает монотонной и однообразной, но ее всегда есть чем разбавить: «Выполняя каждый день одно и то же в течение месяца, чувствуешь себя как робот на производственной линии. Однако мне нравится, что рутину всегда можно чем-то разбавить: поставил сегодня пару опытов, пошел проводить занятия со студентами, готовиться к выступлению на конференции, писать статью».

Другая женщина-ученая, которая также полюбила химию еще в школе благодаря хорошему преподавателю, — Софья Каменских. Девушка — выпускница химико-технологического факультета Пермского национального исследовательского политехнического университета. Окончив школу с красным дипломом и золотой медалью, Софья поступила в институт, где спустя всего неделю стала старостой группы. После окончания бакалавриата ее пригласили на работу в УралХим (одну из крупнейших компаний на рынке минеральных удобрений в России).

Они изменят мир: 5 женщин-ученых, которые добились успеха в науке

«Сейчас я работаю в цехе по производству аммиака — это основной цех в пермском филиале УралХима „ПМУ“. Я единственная девушка в нашем подразделении, остальные 72 человека — мужчины. Будучи инженером-технологом, я отвечаю за контроль технологической дисциплины и за соблюдение правил охраны труда», — говорит Софья.

При этом девушка продолжает обучение в институте. Сейчас она учится в магистратуре по направлению «Управление отходами и экономика замкнутого цикла» на кафедре охраны окружающей среды.

«Если бы меня попросили дать совет девушке, которая собирается идти в техническую отрасль, я бы сказала: будь как локомотив, который всегда едет вперед и ничего не боится. Ты должна быть сильной духом и иметь цель, ради которой ты живешь и делаешь то, что делаешь. Это очень важно», — резюмировала Софья. 

Людмиле Братченко, инженеру кафедры лазерных и биотехнических систем Самарского университета им. Королева, повезло, так как ее не коснулись стереотипы о том, что женщинам не место в науке.

Они изменят мир: 5 женщин-ученых, которые добились успеха в науке

«В моей области меня ценят как специалиста, поэтому шуток и уж тем более вопросов в продвижении по карьерной лестнице не возникает», — говорит Людмила.

Ученая решила связать свою профессию с биофотоникой — это раздел науки, объединяющий явления и методики, связанные со взаимодействием света (фотонов) с биологическими объектами (клетками, тканями или организмами).

«Я люблю создавать новые подходы к анализу данных, и тут мне есть чем гордиться: разработанные мной модели классификации существенно увеличивают точность проводимой диагностики. Например, универсальный метод оптической диагностики почечной недостаточности и других патологий. Он позволяет за считаные минуты и без оперативного вмешательства узнать об изменениях в метаболизме человека — то есть выявить наличие и прогрессию различных заболеваний. После нескольких лет исследований стало возможным определять на раннем этапе развития рак кожи, сердечно-сосудистые заболевания, заболевания почек», — поделилась Людмила.

А вот Вера Юрак, которая сейчас является начальником Научно-исследовательского лабораторного центра Уральского государственного горного университета, изначально никак не была связана с наукой. Все ее высшие образования, которых у Веры четыре, были связаны с «женскими» профессиями: экономист, юрист, переводчик, государственное и муниципальное управление. Но именно профессиональная деятельность в УГГУ заставила девушку погрузиться в науку.

Они изменят мир: 5 женщин-ученых, которые добились успеха в науке

«Мои текущие исследования находятся на границе не только экономики, права, экологии, биологии, культурологии, почвоведения, лесоведения, но и экологии человека, физики, химии», — говорит Вера.

Когда в 2020 году Вере поставили задачу создать Научно-исследовательский лабораторный центр (НИЛЦ) из серии лабораторий, где велась работа по нескольким направлениям — физика грунтов и материалов, вещественный состав пород и руд, аналитическая химия, — Вера была в замешательстве, так как она не была специалистом ни в одной из этих сфер.

«Пришлось приоритизировать, отказываться от каких-то проектов, какие-то делегировать и, конечно же, использовать опыт и навыки различных специалистов, коллег и молодых ученых. Сейчас же НИЛЦ — мое детище, главный результат моей работы в УГГУ», — рассказала девушка.