Как говорил Марк Твен: «На каждые пятьдесят человек, посещающих у нас оперу, один, быть может, любит ее уже и сейчас: из прочих сорока девяти большинство, как мне кажется, ходит в оперу затем, чтобы научиться ее любить». Вторая половина лета – апогей летнего сезона оперных фестивалей. Ради шедевров европейской сцены можно осуществить тур сразу по нескольким странам – Англии, Франции, Италии и Германии. Обзор самых интересных оперных фестивалей специально для MarieClaire составила Ксения Ферзь – основатель онлайн-академии светского и делового позиционирования esthetiquette.club.
Glyndebourne Festival
Для любителей не только классической музыки, но и классического антуража – английский оперный фестиваль Глайндборн в Сассексе.
Специфика фестиваля – в вариативности форм досуга: вы не просто приезжаете на оперное представление, но вольны устроить изящный пикник в садах усадьбы перед выступлением и во время антракта, который длится здесь 90 минут.
В вашем распоряжении 8 прекрасных садов, в которых можно расположиться как с собственным реквизитом, так и заказав кейтеринг у администрации фестиваля. Последняя располагает полным набором для «комильфотного» пира на природе – от садовой мебели до угощений и персонала.
Дресс-код в летний оперный сезон в Глайндборне – торжественный, формальный (читайте также: «5 вариантов дресс-кода»). Это значит, что вы не ошибетесь, если для вечернего визита выберете Black Tie, хотя строгого дресс-код регламента нет (если только речь не идет о премьере, открытии сезона или государственном приеме, когда Black Tie – единственный допустимый вариант).
Шедевры современной вечерней моды, равно как и винтажной, здесь будут удостоены восторженных взоров, вторя вкусам основателя фестиваля Джона Кристи и традициям, которыми пишет свою новую историю старая добрая Англия.
The Chorégies in Orange
Хорегии Оранжа – старейший оперный фестиваль Франции, который проводится в античном амфитеатре, заимствуя атмосферу греко-римской сцены.
Музыкальные зрелища проходят под открытым небом и ввиду массового доступа дресс-код предписаний, к сожалению, нет. К сожалению – потому что неловко наблюдать сложившийся естественным образом контраст между артистами сцены в парадной одежде и зрительским залом, за некоторым исключением сплошь одетым в нормкор-стиле.
Несмотря на принятую здесь тенденцию публики одеваться неформально, варварские джинсы, шорты, футболки, сарафаны, пляжная и спортивная одежда и обувь должны быть зарезервированы в статусе одежды за гранью здравого смысла, когда речь идет об оперном досуге.
Что же касается основных правил цивилизованного посещения оперного театра, то они неизменны даже в пространстве на открытом воздухе. Культурный зритель не позволит себе опоздать или покинуть зал до того, как опустится занавес; не станет издавать громких бытовых звуков вроде шуршания, шелеста, хруста, – потому что нет такой вещи, которую было бы жизненно необходимо извлечь из сумки или из фантика во время сценического действия.
Дурным тоном считается включать электронные устройства или снимать представление на камеру. Обсуждать насущное даже шепотом – не допустимо. Высокие прически, пышные головные уборы, которые мешают зрителям вокруг, – неизменные faux-pas.
В какое бы состояние эйфории или гармонии не вводила музыка – спать, обниматься, качать головой и постукивать в такт каблуком, аплодировать во время арий – признаки недостатка самообладания, а иными словами – светского образования.
Arena di Verona
Античный амфитеатр, построенный для проведения гладиаторских боев, морских сражений и цирковых представлений. В средние века на его арене жгли еретиков и устраивали рыцарские турниры, с 18 по 20 века – проводили корриды. Теперь это всемирно известный оперный open-air театр, который в сезон летнего фестиваля посещает более 70 000 зрителей.
Итальянскому оперному миру мы обязаны зрительским восклицанием Bravo. Педанты будут кричать «bravo» только артистам мужского пола, «brava» – женского и «bravi» – труппе. Хотя эти восторженные выкрики и в порядке вещей, заметим, что сегодня позволяют их себе главным образом новоиспеченные энтузиасты и галерка.
Возглас «бис» в конце оперного представления неуместен, потому что он буквально означает «повтор» – повтор сольного номера. Требовать повтора масштабной сюжетной программы, – значит ставить труппу в неловкое положение. Впрочем, артисты научились дипломатично парировать неуместное «бис» повторным выходом к публике на поклон.
Как и во всех оперных залах, здесь будут рукоплескать дирижеру, когда он появляется в первый раз на сцене и обыкновенно всякий раз, когда он возвращается на сцену. Пока дирижер стоит лицом к оркестру, – не аплодируют. Принято аплодировать в знак одобрения декораций, но только вначале сцен и только если это не перебивает исполнителей. Одобрительно хлопать между частями концерта, симфонии, оратории или кантаты сегодня считается некорректным. Но это стало нормой лишь на рубеже 20-19 веков. Прежде замершая публика в глазах музыкантов была свидетельством о провале. Финальные овации следует придержать до полного окончания, которое знаменуется полным умолканием певцов и оркестра.
Дресс-код здесь, как и в амфитеатре Оранжа, – по умолчанию не ниже вечернего smart casual. Формальность образа организаторы оставляют на совести зрителей. В сущности то, в чем неловко посетить ресторан уровня fine dining не следует надевать и в оперу (читайте также: «Парфюмерный этикет: какие ароматы где и когда уместно носить»).
Wagner Bayreuth Festival
Байрейтский оперный фестиваль, как и Глайдборнский, проходит в зале классического оперного театра. Он устроен так, что в нем нет балконов и галерей, но есть ложи, которые зрители могут абонировать на весь сезон, благодаря чему наслаждаться не только оперным искусством, но и общением с близким кругом. Впрочем, наличие приватной ложи не снимает запрет на беседы по время выступления.
Согласно правилу классического этикета мужчины не сидят в первом ряду ложи – приоритет первой линии за дамами. Согласно тому же старомодному своду правил дама не должна оставаться в ложе одна во время антракта, – компанию ей должен составить джентльмен. Несмотря на то, что современный гендерный этикет упразднился во многих бытовых сферах, любители классического досуга, скорее всего, согласятся с тем, что в некоторых случаях нам всем не помешало бы быть немного более старомодными. Хотя бы для того, чтобы не терять вкус к жизни.
Здесь же будут, кстати, оперные аксессуары – лорнет или бинокль. А вот фраки, оперные плащи и цилиндры – излишни: White Tie давно не считается оперным дресс-кодом.
Кстати поскольку Фестшпильхаус в Байрейте служит в основном для постановки произведений Рихарда Вагнера, нелишне знать, что именно Вагнер был первым композитором, который создал прецедент молчания в зрительском зале между частями оперы. А именно – во время исполнения оперы «Парсифаль». Во время исполнения Парсифаля почитатели творчества Вагнера не аплодируют до сих пор, – правда, теперь уже только после первого акта.
специалист по светскому и деловому позиционированию, основатель онлайн-академии имиджа и этикета www.esthetiquette.club
Личный сайтФото: Getty Images