Неуверенность появляется тогда, когда ребенок начинает сомневаться в своих навыках, знаниях или возможностях. Она может проявляться в замкнутости, робости, боязни общаться с другими людьми и выступать публично. Еще не приступив к делу, неуверенные в себе дети уже рисуют в своем воображении сценарии провалов. Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы непринужденно помочь ребенку справиться с проблемой.
Какие стоп-фразы нельзя говорить детям?
Ну, это же элементарно!
Если вы одинаково оцениваете вашу способность быстро схватывать знания и только развивающийся навык ребенка — это ошибка. Скорость реакции можно наработать, но это тоже не то за чем стоит непременно гнаться. Освоить, понять и научиться применять — вот к чему стоит стремиться. Чтобы сформировать навык, не обязательно зубрить материал. Гораздо лучше он усваивается в процессе диалога и частого употребления в повседневной речи.
Все дети нормальные, а ты…
Все уникальны и развиваются в своем темпе. Сравнения могут вызвать у ребенка не только неуверенность в себе, но и обиду, злость, чувство протеста. Не стоит сравнивать ребенка и его достижения или провалы с кем бы то ни было. Сравнивайте своих детей с ними же самими, но в прошлом, подмечайте их достижения. Так можно добиться значительного прогресса.
Ты лентяй/плакса/невезучий
Иногда взрослым кажется: если повесить негативный оценочный ярлык, это побудит ребенка стать трудолюбивее и активнее. Но, как правило, это не работает и является не лучшей мотивацией. Очень часто родители недооценивают вскользь брошенные ребенку оценочные слова-ярлыки, и это может привести к серьезной травме: он начнет занижать свои способности.
Как правильно реагировать на конфликтные ситуации?
Плохие оценки
Не стоит ругать и наказывать ребенка. Главное – выяснить причину, по которой его успеваемость стала низкой. Узнайте, понимает ли он предмет, какие отношения у него с учителем и одноклассниками. Важно не потерять контакт с ребенком, чтобы он мог открыто делиться с вами своими проблемами, не утаивая их и не боясь осуждения. Иногда плохие оценки служат поводом привлечь внимание родителей. Подумайте, достаточно ли заботы вы уделяете своему ребенку.
Ставьте перед ним цели, которые можно выполнить за короткий срок. Попросите его получить хотя бы одну хорошую оценку по предмету, постепенно увеличивая задачу.
Не делайте за ребенка уроки. Их выполнение – его зона ответственности. Помочь разъяснить материал и наладить контакт с учителем – это нормально.
Игнорировать проблему неуспеваемости и приободрять ребенка, приводя в пример двоечников, которые стали успешными во взрослой жизни – не лучший выход.
Не нравится предмет
Часто у детей формируется такое отношение, когда они не могут понять материал из-за того, что он скучно и заумно преподается. Возможно, стоит нанять репетитора или сменить учебное заведение. Статус школы – не гарантия того, что именно вашему ребенку будет комфортно в ней учиться. И общеобразовательная школа, и гимназия, и онлайн-школа могут стать хорошей учебной средой, если в ней есть талантливые педагоги, умеющие подавать предмет интересно.
Синдром белой вороны
Если ребенку не комфортно в классе и у него происходят конфликты с одноклассниками, поговорите с ним и выясните причину, пообщайтесь с классным руководителем или школьным психологом (читайте также: «Что делать, если ребенка обижают в школе: советы психолога»).
Важно помочь ребенку научиться строить социальные связи, уверенно и доброжелательно общаться с окружающими. Но не просите его намеренно заводить дружбу с кем-то, если он этого не хочет. Чтобы ребенок перестал чувствовать себя лишним и раскрепостился, попробуйте погрузить его в среду единомышленников. Это могут быть, например, театральная студия, школа английского языка или спортивная секция.
Как найти индивидуальный подход и привить ребенку уверенность в себе?
Если ребенок плохо запоминает новые слова, причинами могут быть, например, усталость или отсутствие навыка формировать ассоциативные связи. Во время уроков ребенку важно показать, что он может быть соавтором занятия. Например, если преподаватель будет чаще вместо зубрежки давать творческие задания, требующие активного вовлечения, толку будет больше. Старайтесь не утверждать, а интересоваться мнением ребенка. Это поможет ему почувствовать себя в общении с вами увереннее.
Развиваем логическое мышление с помощью иностранного языка. Изучение иностранного языка с ранних лет помогает детям научиться легко переключаться между задачами, концентрироваться, мыслить рационально и креативно, вытесняя неуверенность в себе и сопутствующие страхи. Родной язык связан с эмоциональной памятью больше, чем иностранный. Когда дети говорят на чужом языке, им приходится сильнее задействовать логическое мышление, поскольку во время беседы им нужно более тщательно подбирать слова.
Если погрузить ребенка в языковую среду и организовать ему обучение с носителем изучаемого языка, его успехи будут стремительнее. Выработка навыка свободно общаться на иностранном языке помогает обрести уверенность в свои силы.
Используем игровые механики в обучении. Применение игровых механик очень эффективно в обучении иностранному языку. С помощью них ребенок может забыть о своих комплексах, снизить градус тревожности, повысить самооценку, развить воображение и творческий потенциал.
Например, на всех занятиях в онлайн-школе английского языка Novakid присутствует мини-игра. Это нужно для того, чтобы вовлечь ребенка в обучение. В программе есть виртуальные аналоги настольных игр, викторины, пение караоке с субтитрами и VR-экскурсии по виртуальным музеям мира. Все обучение проходит в виртуальной классной комнате, где ребенок взаимодействует с преподавателем онлайн: он рисует, нажимает, выбирает, даже напевает – все в режиме реального времени и на английском языке.
Хорошо вовлекающими и результативными играми в изучении английского показывают такие игры, как Scrabble, Hungry caterpillar и Miming game. В последней, например, преподаватель и ученик с помощью мимики и жестов по очереди показывают какую-то эмоцию, предмет или явление, а другой их угадывает. Такие игры способствуют не только закреплению знаний, но и снятию напряжения и установлению доброжелательных отношений между преподавателем и учеником.
Даем свободу самовыражения. Если ребенок хочет на занятии, которое проходит дома с преподавателем, сидеть в костюме Человека-паука, возможно, он стремится стать супергероем, спасающим мир или как минимум примеряет на себя эту социальную роль. Дайте ему такую возможность и вместо того, чтобы ругать за дресс-код, похвалите его внешний вид.
Разрешаем ошибаться. Если вы хотите, чтобы ребенок учился с удовольствием, ждал следующего урока, прежде чем критиковать его за неправильно выполненное действие, подумайте, как вы преподнесете ваше замечание. Корректная критика — это обсуждение проблем и поиск их решения, без перехода на личности.
Осваиваем секреты маленьких побед. 10 новых слов, выученных за день, хорошо спетая песня, сделанная самостоятельно поделка для урока — это то, за что можно и нужно хвалить ребенка. Одобрение нужно всем детям: даже если они об этом открыто не говорят.
Нередко взрослым маленькие победы детей кажутся чем-то невесомым, разумеющимся самим собой. Если на вопрос ребенок ответил неправильно, но проявил эрудицию или фантазию, его уже есть за что похвалить.
Получая одобрение, у ребенка возрастает мотивация стараться и совершать новые успехи, при этом его самооценка растет. Чтобы ребенок не расслаблялся, чередуйте простые задания со сложными. Так его мышление будет всегда в тонусе.
Учим брать ответственность на себя.Попробуйте поручить ребенку то, что ему по силам. Попросите его о помощи. Старайтесь не делать за него то, с чем он может справиться сам. Предложите ребенку обменять ответственность на новые права. Например, вы можете поручить ему задание, за успешное выполнение которого он сможет сам выбрать тему для следующего урока или книгу для совместного обсуждения (читайте также: «Как научить ребенка делать уроки самостоятельно»).
Учим основам ораторского мастерства. Помогая ребенку развивать в себе артистичность и непосредственность, вы закладываете базу его самодостаточности. Это поможет ему избавиться от страха выступать публично, научит убеждать и договариваться.
Часто в школах учат базовым знаниям, но не достаточно времени уделяют воспитанию в ребенке навыков свободного общения на иностранном языке. В результате многие дети, попадая в другую страну или общаясь с иностранцами, впадают в ступор.
Снимаем физические зажимы. Небольшая зарядка перед уроком или выступлением поможет ребенку преодолеть скованность и зажатость, понизить уровень тревожности и настроиться на занятие.
Чувствовать себя уверенно помогут опрятная одежда, не стесняющая движений, ровная осанка, зрительный контакт с преподавателем и аудиторией, а также открытая поза, без скрещивания рук и ног.
Убираем монотонность и тренируем речевой аппарат. Чтение текста вслух (в том числе по слогам), разучивание стихов и скороговорок, пересказ прочитанного своими словами высокоэффективны для выработки отчетливого произношения. Расширение словарного запаса родного и английского языка, знание синонимов и антонимов слов помогут ребенку общаться увереннее.
Сделать речь ясной, лаконичной и образной поможет упражнение на оттачивание интонаций. Вы можете поручить ребенку прочитать одни и те же предложения с несколькими разными интонациями: например, перечисления, пояснения или предупреждения. Это поможет ему научиться грамотно расставлять смысловые акценты.
Попросите ребенка описать вам какой-нибудь предмет в течение двух-трех минут. Это упражнение поможет научиться ребенку замечать детали, которые он не видел раньше и лучше концентрироваться.
Предложите ребенку записывать свои занятия и публичные выступления на видео, а потом пересматривать и отмечать свои достоинства и то, что можно улучшить.
Эксперт:
преподаватель онлайн-школы английского языка для детей Novakid.
Фото: Getty Images