Психология маньяка всегда интересовала не только представителей правоохранительных органов и психиатров, но и простых обывателей, задающихся вопросом, что двигает преступником, и как он выбирает своих жертв. Кинематографисты активно используют интерес зрителя, лежащий в этой плоскости, и нередко создают картины, центральными персонажами которых становятся жестокие убийцы. Делимся пятеркой лучших триллеров о маньяках.
«Молчание ягнят», 1991 год
Триллер «Молчание ягнят» Джонатана Демми, вышедший на экраны в 1991 году, стал одним из самых успешных проектов в истории кинематографа — помимо высоких оценок зрителей и кинокритиков, картина была удостоена сразу нескольких престижных наград, включая пять премий «Оскар» и один «Золотой Глобус».
Сюжет проекта рассказывает историю странных взаимоотношений талантливой выпускницы полицейской академии Клариссы Старлинг и опаснейшего серийного убийцы доктора Ганнибала Лектера. Основой их «союза» становится дело маньяка по прозвищу «Буффало Билл», ради поимки которого ФБР обращается за помощью к Лектеру. Нарастающая атмосфера напряжения, неожиданные сюжетные повороты и потрясающая игра Джоди Фостер и Энтони Хопкинса закрепили за кинокартиной статус одного из лучших детективных триллеров современности, который абсолютно точно рекомендован к просмотру всем поклонникам жанра.
Примечательно, что эта кинокартина положила начало целой серии фильмов о Ганнибале Лектере, среди которых проекты «Ганнибал», «Красный Дракон» и «Ганнибал: Восхождение», где знаменитого психопата сыграл Гаспар Ульель.
«Семь», 1995 год
Кинокартина Дэвида Финчера «Семь», снятая в стиле неонуар, вышла в прокат в 1995 году. Проект, которому продюсеры изначально предрекали оглушительный провал из-за мрачного сюжета, занял уверенные позиции в современной киноиндустрии, завоевав любовь зрителей и целый ряд престижных наград.
Фильм раскрывает подробности загадочного дела о семи убийствах, совершенных по мотивам семи смертных грехов. Расследование поручают двум детективам — «ветерану» полиции Уильяму Сомерсету в исполнении Моргана Фримена и начинающему, рвущемуся в бой детективу Дэвиду Миллзу (Брэд Питт), которые с энтузиазмом берутся за поиски. Однако изначально непростое дело с каждым новым днем приобретает все более странный характер, а сами сыщики становятся частью больной игры маньяка, задумавшего стать орудием в руках Бога.
«Американский психопат», 2000 год
Кинокартина режиссера Мэри Хэррон, снятая по мотивам одноименного романа американского автора Брета Истона Эллиса, показывает зрителю историю успешного жителя Нью-Йорка, обеспеченного банкира Патрика Бэйтмена, который под маской счастливой обеспеченной жизни скрывает лютую ненависть к человечеству. Его преступления жестоки и спонтанны, а рассуждения заставляют испытывать интерес и отвращение к герою одновременно.
В целом, проект получил весьма неоднозначные оценки, однако большинство кинокритиков все же выделяют «Американского психопата» как яркую жанровую работу, особо отмечая талантливую игру Кристиана Бейла, исполнившего роль Бэйтмена, и режиссерскую работу Хэррон.
«Зодиак», 2007 год
«Зодиак» — еще одна работа кинематографиста Дэвида Финчера в нашей сегодняшней подборке. Однако, в отличие от фильма «Семь», этот проект рассказывает реальную историю непойманного маньяка, терроризировавшего Калифорнию в 1960-х годах, дело которого превратилось в один из самых громких провалов полиции США (читайте также: Убийца влюбленных: история Зодиака — маньяка, которого так и не удалось поймать).
Удачное сочетание драмы и триллера, растущее с каждой минутой повествования напряжение, отличный каст и кропотливая режиссерская работа обеспечили проекту попадание в большинство престижных рейтингов, а также несколько знаковых номинаций, включая премию «Спутник» и Каннский фестиваль 2007 года.
«Дом, который построил Джек», 2018 год
«Дом, который построил Джек» — последняя работа эксцентричного датского кинематографиста Ларса фон Триера, которая была представлена на Каннском фестивале в 2018 году и, как большинство картин режиссера, вызвала бурную и неоднозначную реакцию публики.
Фильм знакомит зрителя с незаурядным убийцей по имени Джек, который, совершая каждое новое преступление, закладывает очередной кирпичик в фундамент своей картины, называя себя архитектором. Психологическая игра между режиссером и зрителем, многообразность и скрытые мотивы героя, а также обилие отсылок к сторонним произведениям и сюжетных загадок позволяют воспринимать фильм на разных уровнях, а парадоксальные сцены насилия, агония Джека, сменяющаяся тотальным равнодушием, и двусмысленные размышления психопата позволяют аудитории взглянуть со стороны на собственные пороки и задуматься о глубинных смыслах человеческих поступков.
Фото: IMDB, Кинопоиск