26 ноября 2018 года ушел из жизни настоящий гений итальянского кинематографа Бернардо Бертолуччи. Его работы не раз удостаивались престижных наград, в том числе «Оскара» и «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля, а поклонники кинорежиссера обожали его за умение переплетать актуальные проблемы времени и интимные переживания героев. Богатое наследие, которое оставил после себя Бертолуччи, навсегда останется в истории кинематографа, и сегодня, в память о культовом режиссере, мы решили вспомнить его самые знаковые картины.
«Конформист» (1970)
Культовый фильм Бернардо Бертолуччи, вышедший на экраны в 1970 году, повествует о государственном служащем Марчелло Клеричи, который живет во времена правления Бенито Муссолини в Италии. Клеричи получил задание устранить своего бывшего профессора, диссидента и антифашиста Квадри, однако главной темой киноленты становится не само убийство, а воспоминания и размышления главного героя о его прошлом и будущем.
В «Конформисте» Бертолуччи проводит параллель между тоталитарным режимом, политическим насилием и насилием сексуальным, которому в детстве подвергся Марчелло Клеричи и которое оставило глубочайший след в его душе, определив дальнейшую судьбу.
Размышления о природе конформизма и фашизма, анализ политических и социальных явлений через парадигму человеческой психологии, острые и актуальные вопросы насилия над личностью – эта кинолента итальянского режиссера принесла ему мировую известность и славу гения, способного объединять абсолютно разные темы воедино.
К слову, именно с «Конформиста», снятого по мотивам одноименного романа итальянского писателя Альберто Моравиа, началось многолетнее и плодотворное сотрудничество Бернардо Бертолуччи и оператора Витторио Стораро, которого называли «волшебником светотени».
«Последнее танго в Париже» (1972)
«Последнее танго в Париже» - одна из самых провокационных и скандальных картин итальянского кинорежиссера. В центре сюжета – отношения молодой девушки Жанны (Мария Шнайдер) и зрелого мужчины Пола (Марлон Брандо), которые приводят к необратимым последствиям для обоих.
Помимо сюжета о тайной и запретной истории любви, кинолента завораживает зрителя художественным оформлением, безупречной игрой актеров, нестандартными визуальными решениями, а также откровенными сексуальными сценами, которые скорее напоминают жесткую порнографию, чем легкую эротику.
Именно благодаря своей откровенности этот фильм Бертолуччи получил столь противоречивые оценки. Несмотря на восторг кинокритиков и зрителей, картина была запрещена к показу во многих странах мира, включая Италию, а спустя 35 лет вокруг фильма разгорелся еще один скандал.
В 2007 году исполнительница главной роли Мария Шнайдер рассказала, что режиссер заранее не предупредил ее о знаменитой сцене с изнасилованием, а потому все, что зритель мог видеть на экране, было для нее полнейшей неожиданностью. В интервью изданию Daily Mail актриса рассказала о том, что случилось тогда на съемочной площадке.
«Той сцены с изнасилованием не было в оригинальном сценарии. Я испытала настоящий шок, когда все началось. И хотя Марлон сказал мне, чтобы я не волновалась, так как это всего лишь фильм – я чувствовала себя униженной и изнасилованной Брандо и Бертолуччи. Я плакала по-настоящему. К счастью, сцену удалось отснять с первого раза».
Режиссер ответил на претензии актрисы лишь в 2013 году. На одной из пресс-конференций Бертолуччи сказал, что не жалеет о том решении. «Мне нужны были эмоции самой Марии, а не актрисы», - объяснил режиссер.
«Двадцатый век» (1976)
Спустя четыре года после выхода скандальной киноленты «Последнее танго в Париже» Бернардо Бертолуччи выпустил новую картину «Двадцатый век», в которой задействовал Жерара Депардье и Роберта де Ниро. Сюжет фильма, к слову, длящегося более пяти часов, повествует о двух молодых людях одного возраста, которые представляют разные классы – помещиков и крестьян.
«Двадцатый век» охватывает практически все знаковые события того времени, рассказывая о них через призму истории жизни и дружбы представителей разных классов. Глубокая, проникновенная и действительно зрелая работа кинорежиссера получила восторженные отзывы зрителей и кинокритиков, закрепив за Бертолуччи славу одного из самых провокационных и талантливых режиссеров своего времени.
«Маленький Будда» (1993)
Сюжет фильма «Маленький Будда» повествует о группе монахов, отправившихся на поиски реинкарнации погибшего религиозного наставника Ламы Дорже, однако главной линией кинокартины становится не сам поиск, а столкновение разных культур, консервативного Востока и прогрессивного Запада.
Параллельно с основной сюжетной линией Бертолуччи рассказывает историю жизни принца Сиддхартхи Гуатамы, основателя буддизма, который оставил жизнь во дворце и отправился на поиски истинного смысла существования.
Эта кинолента Бертолуччи стала завершающей частью его восточной трилогии, куда также вошел фильм «Последний император», за который режиссер получил премию «Оскар», и кинокартина «Под покровом небес», рассказываающая о бегстве трех жителей Америки от наскучивших будней.
«Ускользающая красота» (1995)
«Ускользающая красота» с Лив Тайлер в главной роли стала своеобразным «отдыхом» Бертолуччи от привычных сюжетов, наполненных драмой, болью времени и социально-политическими проблемами. Режиссер показал зрителю историю взросления и поиска своего «я», в ходе которого главная героиня обращается к истокам.
И хотя в основе сюжета находится тема сексуальности, которую так любит эксплуатировать Бертолуччи, в этот раз зрители не увидели жестоких и откровенных сцен насилия. Напротив, сексуальность в «Ускользающей красоте» изображена невинной, легкой, без налета пошлости.
Чарующая атмосфера Италии, мечтательность и вера в лучшее главной героини, легкая и очаровательная история взросления и первой любви – несмотря на то, что эта кинолента Бернардо Бертолуччи не стала остросюжетно личностной драмой в стиле итальянского режиссера, фильм все-таки рекомендован к просмотру.
«Мечтатели» (2003)
Предпоследняя работа итальянского кинорежиссера, которая относится к периоду «позднего Бертолуччи», рассказывает о трех молодых людях – трех мечтателях Изабель (Ева Грин), Тео (Луи Гаррель) и Мэттью (Майкл Питт), которые создали свою собственную вселенную в одной из парижских квартир (читайте также: Кое-что о Еве Грин: неизвестные факты о бывшей девушке Бонда).
Беспечные и романтичные будни этой троицы протекают на фоне студенческих волнений в Париже в 1968 году, однако главных героев мало волнует то, что происходит за пределами их квартиры – в их персональном мире есть все, что нужно. Молодые люди смотрят кино, подражают культовым актерам любимых фильмов, и, главное, любят друг друга.
Их любовь – отдельная, если не главная сюжетная линия киноленты «Мечтатели». Тео и Изабель – близнецы, чья близость балансирует на грани инцеста. Но после встречи с американским студентом Мэттью их мир полностью меняется, расширяя свои границы.
Кинокартина пропитана духом революции, причем здесь революция происходит не только на улицах Парижа, но и в сердцах и телах молодых людей. История провокационной и запретной любви, переплетающаяся с социально-политической повесткой дня, сделала «Мечтателей» одним из самых знаковых фильмов Бернардо Бертолуччи.