Квентин Тарантино, Ларс фон Триер, Дэвид Линч – картины мэтров киноиндустрии, о которых сегодня пойдет речь в нашем материале, отличаются многообразием неожиданных сюжетных поворотов, оригинальным стилем и невероятными диалогами, которые навсегда врезаются в память зрителя после просмотра ленты. Однако, как известно, любой шедевр – результат не только авторской задумки, но и полученного в прошлом опыта. Рассказываем, какие фильмы вдохновили знаменитых кинематографистов на их свершения в кино.
Квентин Тарантино
Один из самых популярных и значимых режиссеров современности Квентин Тарантино известен своей любовью к вестернам – в его личном списке особо выделяется кинокартина «Рио Браво» авторства Говарда Хоуксома, «Хороший, плохой, злой» Серджо Леоне, которая, к слову, поначалу не была оценена зрителями и кинокритиками, а также «Дикая банда» Сэма Пэкинпа.
Кроме того, Тарантино является поклонником азиатских жанровых проектов – по признанию самого кинематографиста, фильмы «Светлое будущее» и «Пять пальцев смерти» оказали на него серьезное влияние, что, впрочем, отчетливо читается в его кинокартинах «Убить Билла» и в меньшей степени «Бешеные псы». Тема боевых искусств и криминального мира также освещалась и в других проектах Тарантино – так, история гангстеров и преступных группировок была поднята в его фильме «Криминальное чтиво», а в 2019 году в прокат вышел 9-й фильм кинорежиссера «Однажды в Голливуде», в котором автор воссоздал персонажа Брюса Ли и снял несколько зрелищных боевых сцен с его участием (читайте также: «Однажды в... Голливуде»: реакция Романа Полански и семьи Шэрон Тейт на фильм).
Помимо всего прочего, Квентин Тарантино не раз признавался в любви и классическим голливудским комедиям («Воспитание крошки»), и малоизвестным картинам, рассчитанным на узкую аудиторию (например, триллер «Колдун»), а также криминальным драмам, среди коих одной из любимых кинематографист признает «Банду аутсайдеров» Жана-Люка Годара, и блэксплотейшн-фильмам, которые во много повлияли на его работы «Джанго Освобожденный» и «Омерзительная восьмерка».
Среди признанных шедевров Тарантино особо выделяет кинофильмы «Таксист» Мартина Скорсезе, хоррор «Челюсти» Стивена Спилберга, «Догвилль» Ларса фон Триера, а также «Бойцовский клуб» Дэвида Финчера.
Дэвид Линч
Один из самых провокационных кинорежиссеров современности Дэвид Линч несомненно обладает своим собственным узнаваемым стилем, которому он во многом обязан работам признанных классиков киноиндустрии.
Среди любимых работ автора «Синего бархата» и культового сериала «Твин Пикс» фигурируют картины Федерико Феллини, в особенности кинематографист выделяет «Дорогу» и «Восемь с половиной», Ингмара Бергмана («Персона»), Альфреда Хичкока, в частности, его фильм «Окно во двор», а также Стэнли Кубрика, правда, в отличие от многих, Линч предпочитает более раннее творчество кинематографиста, например, его работу «Лолита», снятую по одноименному роману Владимира Набокова.
В одном из своих интервью режиссер рассказал, что современная школа кино похожа на тюрьму – студенты усиленно заучивают формулы успеха, после чего идут по проторенной дорожке, которая чаще всего ведет к однообразию и скуке. «На мой взгляд, одним из главных инструментов режиссера является интуиция – ты собираешь воедино свой собственный опыт и накладываешь это на опыт других режиссеров, чьи работы тебя трогают. Ты собираешь картинку, и даже если она покажется странной, она может стать чем-то особенным», - заключил Линч, говоря о подходе к своему творчеству и любимых кинокартинах.
Мартин Скорсезе
С самого детства Скорсезе был очарован миром кино – еще будучи ребенком он активно интересовался не только сюжетами фильмов, но и тем, как их производят. Автор таких знаковых лент как «Славные парни», «Король комедии», «Казино», «Таксист» предпочитает документальные и исторические фильмы классиков, которые повествуют о событиях прошлого, заставляя прочувствовать те эмоции, которые испытывали предыдущие поколения во время тех или иных исторических моментов.
Так, по признанию Скорсезе, в его личном топе фигурируют картины «Земляк» Роберто Росселини, «Река» Жана Ренуара, повествующая о простых радостях послевоенных лет, «Семь самураев» Акиры Куросавы, ставшая одним из наиболее знаковых фильмов в истории кинематографа, а также «Восемь с половиной» признанного мэтра Федерико Феллини.
Кроме того, Скорсезе неоднократно отмечал свою любовь к проникновенным и стилистически тонким работам франко-швейцарского режиссера Жана-Люка Годара, в частности, к его картине «Презрение» с Брижит Бардо и Мишель Пикколи в главных ролях, а также к фильмам Стэнли Кубрика («Космическая Одиссея 2001 года») и Альфреда Хичкока, в особенности к его ленте «Вертиго».
Несмотря на то, что в работах Скорсезе отпечатки его любимых картин прослеживаются не так четко, как, например, в творчестве Квентина Тарантино, их влияние все же велико – именно исследования мирового кинематографа в сочетании с собственным опытом помогли режиссеру создать столь особенный стиль и собственные шедевры, ставшие современной классикой.
Стэнли Кубрик
Режиссер, который обрел славу одного из самых дотошных и стремящихся к идеалу кинематографистов, подарил индустрии более десяти культовых картин, которые по праву носят звание шедевров. Его разноплановость, детальная проработка сюжета и внимание к мелочам позволили Кубрику создать уникальный стиль, который вдохновил многих его «коллег по цеху» на собственные свершения.
Тем не менее и сам Кубрик имел свои собственные источники вдохновения, о которых он неоднократно рассказывал. В частности, режиссер признавался, что любит военную драму «Апокалипсис сегодня» американского режиссера Фрэнсиса Форда Копполы, трагикомедию Чарли Чаплина «Огни большого города», а также драму Ингмара Бергмана «Улыбки летней ночи», которая, к слову, получила весьма неоднозначные оценки зрителей и кинокритиков.
Кроме того, среди любимых кинокартин Кубрика присутствуют также работы советских режиссеров – «Александр Невский» Сергея Эйзенштейна и драма Андрея Тарковского «Жертвоприношение», которая стала одним из наиболее знаковых проектов своего времени, оставаясь таковым и сегодня.
Ларс фон Триер
Датский кинорежиссер Ларс фон Триер считается одним из самых эксцентричных и неординарных современных авторов, однако его работы по праву занимают ключевые роли в истории кинематографа. Темы насилия, человеческой подлости, жертвенности, сексуальности, жизни и смерти – каждая работа мэтра сочетает в себе сразу несколько провокационных идей, изложенных весьма откровенным образом.
Рассуждая о картинах, которые вдохновили его на создание собственных проектов, фон Триер упоминает творчество Андрея Тарковского, в частности его работы «Солярис» и «Зеркало», Альфреда Хичкока и его кинофильм «Вертиго», американского режиссера Орсона Уэллса («Леди из Шанхая»), а также кинокартины Стэнли Кубрика. В рамках одного из интервью кинематографист упомянул о том, что особенно его восхитили работы Андрея Тарковского: «Меня можно назвать настоящим поклонником Тарковского. Он мой герой».
Правда, совсем недавно фон Триер в очередной раз удивил публику, сообщив, что принял решение больше не смотреть фильмы других режиссеров. «Многие вдохновляются идеями других и черпают в кино какие-то стилистические моменты, но я решил, что хочу оставаться «чистым» и действовать на уровне собственных инстинктов».
Это нестандартное решение ярко характеризует творчество режиссера — его кинокартины действительно порой выходят за все возможные рамки, предоставляя как ему самому, так и его зрителю шанс использовать весь свой внутренний мир для восприятия ленты.
Фото: Getty Images, Кинопоиск, IMDB