Marie Claire: Объясните, что такое гендер и чем гендер отличается от пола?
Елена Рождественская: Пол — это то, что фиксируют в документах при рождении, анатомические и физиологические характеристики. А гендер — это про социальное поведение в конкретном обществе и в конкретную эпоху, это социально приемлемое представление о мужественности и женственности. Например, если общество оперирует бинарными конструкциями, то гендерная идеология принуждает мужчин и женщин максимально отличаться друг от друга. Возникают определенные социальные предписания, что «должна» делать женщина и каким «обязан» быть мужчина. А вообще выделяют биологический пол (его можно разложить на генетический, гонадный, гаметный, гормональный и фенотипический пол), юридический пол — то есть то, что указано в документах, и наконец тот пол (и тут уже можно говорить о гендерной идентичности), который человек сам себе выберет.
Раньше как-то жили без гендера, что произошло?
Понятие ввел американский психиатр Роберт Столлер. В 1963 году он выступил с докладом «О гендерной идентичности», а в 1968 году вышла его книга «Пол и гендер» (Sex and Gender).
На волне взрыва женской эмансипации и секс-революции восприятие «женской роли» стало выходить за предписанные рамки kinder-kirche-küche.
Поэтому появилась история отделения биологических данных от социального выбора. Вот и возникла новая научная концепция — гендера. В России этот термин в обиходе с конца 1980-х годов.
Но в Индии же испокон веков существовали хиджры — так называемый «третий пол»?
Да, хиджры — как правило, это интерсексуалы (раньше их называли «гермафродитами»), мужчины с дефектами физиологии, чаще всего идентифицирующие себя как женщины, — в Индии уже несколько лет официально признаны «третьим» полом. У представителей этого пола теперь есть паспорта, они могут открывать счет в банке. Как видите, в итоге даже такое традиционное общество, как Индия, нашло пространство для небинарной системы.
Сколько видов гендера выделяют в социологии?
Разновидностей гендеров нет числа. Это и трансгендеры (или гендерквиры — те, чья гендерная идентичность не совпадает с биологическим полом), и транссексуалы (те, кто стремится совершить или уже совершил гендерный переход — хирургическим или гормональным путем поменял данный от рождения пол), и андрогины с бигендерами (те, кто идентифицирует в себе и феминные, и маскулинные черты), и агендеры (те, кто вообще не желает причислять себя ни к какому полу), и пангендеры (наоборот, ощущающие в себе признаки всех гендерных идентичностей), и гендер-флюиды (те, кто склонен постоянно менять свою идентичность).
Получается, с какой ноги встал, такой и гендер?
Выходит, что да. Это попытка выйти из той самой бинарной системы. Далеко не все туда вписываются.
Навигация по новым гендерам может быть чрезвычайно сложна. Поэтому многие страны переходят к гендерно-нейтральному языку в документах и к гендерно-нейтральному воспитанию.
Вы, возможно, слышали историю канадки Кори Доти — она идентифицирует себя как «небинарный трансгендер», не считая себя ни женщиной, ни мужчиной. Кори — активистка «Коалиции безгендерной идентичности» (Gender-Free ID Coalition), которая добивается, чтобы пол детей до их совершеннолетия вообще не упоминали в документах. Родив ребенка дома (а не в больнице, где акушеры сразу фиксируют пол), Кори настояла на том, чтобы в медицинской карте, а также в свидетельстве о рождении пол ребенка не был указан. Медстраховку ей удалось получить, а вот в «бесполом» свидетельстве о рождении ей отказали, и активистка подала в суд. Хотя в Канаде давно уже приняли закон о гендерно-нейтральном языке в документообороте и даже переписали гимн, чтобы он не звучал только как обращение к мужчинам.
Почему так много видов гендеров возникло именно сейчас?
Это не совсем так. Стремление к небинарности, гендерная флюидность и прочие квир-проявления существовали всегда с разной степенью легитимности. Сегодня у нас просто больше средств и ресурсов это обсуждать на разных медиаплатформах. Про Индию мы уже говорили. Но «кросс-пол» практикуют и в других тоже традиционных обществах. Например, традиция бача-пош в Афганистане: девочек с ранних лет воспитывали как мальчиков, называли мужским именем, коротко стригли, разрешали получать образование, заниматься боевыми искусствами, самостоятельно ходить в магазины. Потом, правда, их выдавали замуж — перевоплощение обратно в женщину и утрата свобод многим давалась нелегко.
К чему все это может нас привести?
Сейчас поиск гендерной идентичности — предмет экспериментов, самоопределения и самоутверждения. Но любая идентичность так или иначе стремится быть поддержанной, услышанной и принятой в социуме. Но в неоконсервативном обществе широкого понимающего и принимающего сообщества нет. Шансы быть принятым есть только в среде тех, кто близок по опыту и идеологии, — то есть в рамках своей сцены (сейчас чаще используется именно это понятие — от английского scene, а не понятие субкультуры, как это было в 1980-х годах прошлого века). Поэтому флюидная гендерная идентичность немного уходит «в чулан» — пока выбирающим такой путь очень сложно объяснить обществу, кто они такие.
Нам стоит отказаться от гендерных сомнений?
Есть мнение, что набор гендерных ролей устарел. Теперь мы вынуждены создавать новые сценарии, проговаривать новые потребности. Но умеем ли мы договариваться? Есть ли у нас вообще язык для переговоров? И понимают ли люди с флюидной гендерной идентичностью, чего сами хотят?
Страны, где признают права граждан на половую неопределенность
В Германии еще в 2013 году разрешили оставлять временно незаполненной графу «пол» в свидетельствах о рождении, а несколько лет назад правительство одобрило законопроект, где в свидетельстве о рождении прилагается новый пункт под названием «другие» или «разнообразные».
В 2014 году Верховный суд Австралии вынес постановление, признавшее существование в стране людей третьего, «неопределенного» пола.
В Новой Зеландии можно зарегистрировать свой пол как неопределенный, интерсексуальный, неспецифический.
В 2007 году Верховный суд Непала ввел в обиход термин «третий пол», а с 2015 года непальцы могут указывать третий пол в удостоверениях личности.
В Бангладеш в 2013 году приняли закон, который ввел категорию «хиджра» в паспортах и других удостоверениях личности.
В Индии в 2014 году Верховный суд окончательно уравнял «третий пол» в правах с остальными гражданами.
В Австрии в 2018-м году Конституционный суд постановил, что люди должны иметь возможность регистрироваться не только как мужчина или женщина.
Послабление норм гендерной идентичности также обсуждается на Мальте, в некоторых штатах Америки, а в Индонезии признают аж 5 различных гендеров, включая «метагендер» и «биссу» — сексуальную неопределенность, к которой чаще всего причисляют себя знахари и шаманы.
Фото: Getty Images