За день до окончания парижской Недели моды весь свет fashion-индустрии на один вечер переместился из помпезного Ritz, сияющего Гран-Пале и прочих meeting points всех местных модников в совершенно неожиданное место – в Елисейский дворец. 120 дизайнеров из разных стран – от грандиозных персон вроде Марии Грации Кьюрри и Николя Жескьера до малоизвестных Морган Сезалори и Гийома Гиболя – собрались на званом вечере президента и первой леди Франции.
Эммануэль и Брижит, казалось, искренне наслаждались приемом, что, впрочем, немудрено: еще будучи женой министра, Брибри нередко водила супруга по всевозможным светским раутам и званым ужинам. Теперь же, с переездом в президентский дворец, времени на вечеринки у четы Макрон поубавилось – и все же это нисколько не означает, что супруги позабыли о том, какую важную роль короткие беседы за бокалом игристого могут сыграть для их долгосрочных целей.
«Выбирайте Францию»
Супруги определенно знали, как вести себя на этом приеме: президентская чета с удовольствием общалась с гостями, делала с ними селфи для Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) и даже звонила вместе со Стеллой МакКартни ее легендарному отцу сэру Полу по FaceTime. Элегантная Брижит в любимом Louis Vuitton шустро скользила меж гостей, уделяя свое время решительно каждому и не забывая хвалить его последние работы.
И все же мало кто в тот вечер испытывал какие-либо иллюзии по поводу истиной цели приема. Всего несколько недель назад президент Франции созывал на похожее мероприятие в Версале гендиректоров ведущих местных компаний, в декабре в Елисейском дворце собирались ученые, а осенью Макрон проводил встречу с финансистами. Совершенно очевидно, что в этот вечер настал черед кутюрье.
Стоит сказать, что многие французские дизайнеры поддерживали Эммануэля Макрона еще с момента его выдвижения в президенты, ведь, еще будучи минфином, он активно выступал за политику «Made in France». Так, свою поддержку оппоненту Марин Ле Пен в свое время публично выражали Альбер Эльбаз, Джонатан Андерсон, Энтони Ваккарелло, Николя Жескьер, Симон Жакмю, а также президент LVMH Бернар Арно. Очевидно, что пришла очередь Макрона отблагодарить вставший на его сторону мир моды и заверить модельеров, что в его Франции индустрия couture никогда не будет испытывать проблем.
«Я хочу сказать вот что: выбирайте Францию», – заявил президент гостям, среди которых, кстати, были и англичанка Сара Бертон (Alexander McQueen), и Стелла МакКартни, и ливанец Эли Сааб, и, что самое ироничное, американка Анна Винтур, которая вот уже несколько десятков лет пытается вывести в авангард мировой моды Нью-Йорк.
«Я бы очень хотел, чтобы дизайнеры, будь они из Индии, Японии, Африки, США или Китая, приезжали творить именно к нам. Мы же, со своей стороны, сделаем все, чтобы ваша работа протекала здесь легко», – пообещал господин Макрон. И у нас есть все основания ему верить.
Сколько стоит мода
Очевидно, что президент не просто чествовал дизайнеров. В этот вечер Макрон занимался тем, чем ему и положено по определению – политикой. Как и во время предыдущих трех встреч с представителями науки и бизнеса, так и сейчас глава Республики, грубо говоря, выступал торговым представителем своей страны. Это обычная практика для местных президентов, которая, в том числе, помогает им продавать французские «Мистрали», «Рафали», атомные электростанции и прочие крупные проекты по всему миру. Точно так же французское руководство привыкло выбивать для себя и инвестиции, и, что самое интересное, иногда у них это неплохо получается: так, в последнее время о намерении увеличить свои капиталовложения здесь объявили такие гиганты, как американский Disney и японская Toyota.
Что же до индустрии моды, то здесь ставки высоки, как никогда. И это не преувеличение: на сегодняшний момент статус модной столицы приносит Парижу и всей Франции до 1.7% от общего ВВП.
Весомую часть от этого показателя составляют и модные Недели. В денежном выражении речь идет об 11.5 миллиардах евро в год, из которых 10 миллиардов – это оборот брендов и еще полтора – расходы туристов в течение шести модных Недель. Последнюю цифру тоже не стоит недооценивать: по словам экспертов из Института моды во Франции, ни один таксист или официант не рискнет взять отпуск во время Недели моды. Шесть раз в год лучшие отели, рестораны и магазины Парижа работают в режиме нон-стоп, что, конечно же, ведет к повышению цен и увеличению выручки местных предпринимателей.
В более широком понимании индустрия моды и красоты во Франции (текстиль, готовая одежда, обувь, часы, аксессуары, оптика, косметика и парфюм) составляет и вовсе 150 миллиардов евро оборота и почти 40 миллиардов валовой добавленной стоимости. Даже автомобильная промышленность и авиастроение приносит стране меньше денег – 0.5 и 0.7% ВВП соответственно.
Что здесь ищет Макрон
По большому счету, правительству совсем необязательно вмешиваться в дела индустрии, ведь она уже много лет подряд работает на благо национальной экономики практически в автономном порядке (в том числе, и благодаря расположению здесь концернов LVMH и Kering). Если в 1973 году во время «битвы за Версаль» Штаты и забрали у Франции модное первенство, то за тридцать с лишним лет Париж вновь стал центром индустрии. Каждый год здесь проходит около 400 показов, из которых почти половина проводится иностранными кутюрье (в Милане доля иностранных дизайнеров составляет 13%, а в Нью-Йорке и Лондоне – 9 и 5% соответственно). Более того, в это время в Париж часто приезжают предприниматели со всего мира (даже те, которые не участвуют в Неделе) – просто потому, что в столице многократно увеличивается количество туристов и профессиональных байеров.
«Естественно, я решил устроить свой показ здесь, – признался агентству Reuters дизайнер из Гонконга Анаис Мак, – множество молодых дизайнеров здесь развивают свой бизнес наряду с гигантами, которыми знаменит Париж».
Словом, индустрия моды во Франции сейчас на пике: неслучайно, именно сюда в 2017 году вернулись Lacoste, Altuzzarra, Rodarte и даже Proenza Schouler – бренды, которые в течение долгого времени показывались в Штатах.
Собственно, Макрону потому и интересна индустрия моды, что она так успешна. Французский президент хорошо чувствует внутренний климат, и, видя интерес к Парижу со стороны иностранцев, он таким образом находит лекарство от известной французской чумы – безработицы. Как известно, именно с ней глава Республики пытается бороться вот уже одиннадцатый месяц, регулярно принося в жертву драгоценные пункты своего рейтинга. Однако у него все получается: 15 февраля уровень безработицы впервые упал ниже 9%. И все же до показателей Германии, главного конкурента Макрона за первенство в Евросоюзе, ему еще далеко – там процент неработающих вдвое меньше.
На сегодняшний день индустрия моды предоставляет французским гражданам около 580 тысяч рабочих мест. Все они относительно стабильны – и тем сильнее соблазн президента расширить индустрию за счет новых иностранных компаний, которым, в свою очередь, базирование в Париже тоже может быть выгодно – опять же благодаря буму модных Недель и с недавнего времени протекции (или, как минимум, лояльности) правительства.
Макрон активно призывает оставаться и развиваться во Франции и начинающих дизайнеров – вероятно, по тем же причинам, что и иностранных. Чем больше модных брендов расцветет на французской земле, тем скорее они будут расширяться и создавать для страны рабочие места. А расцвести у них есть все шансы – ведь почва здесь довольно плодородная. И Макрон это прекрасно понимает.
Модная дипломатия в ее новом понимании
Скорее всего, этот прием был в планах у Елисейского дворца уже давно – но мог ли Макрон предположить, что его призыв иностранным дизайнерам оставаться во Франции, так удачно совпадет по времени с абсолютно провальным решением его американского коллеги ввести в Штатах протекционистские меры?
Решение Дональда Трампа ввести ввозные пошлины на сталь и алюминий вызвало, как это принято говорить, серьезную «обеспокоенность» со стороны его европейских коллег. Но что еще важнее, это вызвало панику и на внутреннем рынке Штатов, ведь введение пошлин вполне логично негативно отразится на всех индустриях страны – от тяжелого машиностроения до изготовления консервов и розлива пива. И, вероятно, на производстве предметов роскоши в том числе.
Оказалось, что Эммануэль Макрон разбирается в искусстве модной дипломатии не хуже супруги – но в несколько другом ключе. Во время приема он неслучайно сфотографировался с индийским дизайнером Манишем Арора – в конце недели французскому президенту предстоит стратегическая поездка в Индию, в ходе которой он планирует заключить с правительством страны сделку по расширению ядерного сотрудничества. Новость о том, что Макрон пригласил к себе уроженца их страны, уже облетела многие индийские СМИ – и в довольно позитивном контексте.
Что же касается решения Трампа, то на него Макрон сразу же отреагировал жестко, справедливо посчитав, что оно нарушает принципы международной торговли. Забавно, что в этом плане его слова о поддержке иностранных дизайнеров звучали полной противоположностью трамповским высказываниям о пользе торговых войн. И хотя Макрон в своей речи на приеме ни разу не упомянул своего американского коллегу, информационный фон говорил в тот вечер сам за себя.
И на нем Франция действительно смотрелась привлекательнее для бизнеса. По крайней мере, в сравнении с США – точно.
Фото: Getty Images, Legion-Media.ru, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) (@mathieubarthelatcolin, @imranamed, @jacquemus)