Харви Вайнштейн – это настоящая легенда Голливуда. Знаменитый продюсер, который отличался агрессивной и бескомпромиссной тактикой ведения дел, на протяжении четырех десятилетий был ключевой фигурой киноиндустрии. Благодаря ему многие актрисы, такие как Ума Турман, Дженнифер Лоуренс, Джессика Альба, Сиенна Миллер и Гвинет Пэлтроу, получили шанс прославиться и войти в престижный А-лист. Но если методы работы Вайнштейна на публике были всегда широко известны, то его детали его личных взаимоотношений с «подопечными» долгие годы замалчивались. Все изменилось в 2016 году после разоблачительной статьи в The New York Times, где сразу несколько женщин, которым довелось поработать с известным продюсером, признались, что он предлагал им продвижение по карьерной лестнице в обмен на интимные услуги. За одной публикацией последовали и другие. Голоса женщин, пострадавших от домогательств Вайнштейна, звучали все более уверенно, пока не превратились в настоящий гром, который сотряс весь Голливуд. В знак женской солидарности против сексуального насилия родилось движение #MeToo, которое вдохновило многих женщин поделиться своим печальным опытом и получить необходимую поддержку. Впервые в истории Голливуда о проблеме домогательств заговорили так открыто.
Карточный домик империи Вайнштейна разваливался на глазах. Обвинений было так много, что стало очевидно: вопрос обвинительного приговора – это всего лишь дело времени. Вайнштейну не помогли ни связи, ни деньги, ни команда высококлассных адвокатов. 24 февраля 2020 года суд присяжных признал продюсера виновным по двум эпизодам из пяти (дошедших до суда), а 11 марта верховный судья Джеймс А. Берк приговорил Харви Вайнштейна к 23 годам лишения свободы, которые он проведет в тюрьме штата Нью-Йорк. Иными словами, виновный был справедливо наказан, а #MeToo празднуют свой триумф. И все же, не рано ли праздновать окончательную победу? Ведь несмотря на существенные изменения, произошедшие в развлекательной индустрии за последние несколько лет, Голливуд все еще остается «миром белых мужчин».
Достаточно вспомнить недавний «Оскар», который считается самой важной церемонией вручения наград в мире кино. Как мы помним, в 2020 году ни одна женщина не была номинирована в категории «лучший режиссер». И такая ситуация вовсе не нова: за последние 10 лет только однажды среди номинантов в данной категории появилась женщина. В дополнение к этому, большинство фильмов, отмеченных Академией в 2020 году («Ирландец», «Форд против Феррари», «Однажды… в Голливуде» и «Джокер»), представляют собой картины, снятые «белыми» режиссерами, в центре сюжета которых – «белые» мужчины. «Я слышу, что люди говорят о многих вещах, о которых раньше не решались: о том, что инклюзивность имеет значение; о том, что необходимо представлять разных людей и точки зрения, – говорит сценарист и режиссер Ава Дюверне. – Но говорить и делать – это разные вещи».
Группа активисток в Голливуде ведет неофициальный подсчет «белых» мужчин, который продолжают уверенно подниматься по карьерной лестнице, в то время как их коллеги-женщины всегда остаются, как минимум, на шаг позади. Например, после того как в 2017 году генеральный директор Amazon Studios Рой Прайс был обвинен в сексуальных домогательствах, его место заняла Дженнифер Сэлк. Но, очевидно, руководство киностудии решило, что женщина не сможет в одиночку справиться с такой большой ответственностью, поэтому в феврале 2020 года наняло экс-руководителя Sony Майка Хопкинса на пост главы развлекательного отдела. Теперь Сэлк должна отчитываться во всех своих действиях перед ним, а Хопкинс в свою очередь будет отчитываться перед основателем Amazon Джеффом Безосом.
Конечно, после огласки «дела Вайнштейна» в Голливуде заговорили и о других мужчинах, которые в разные годы совершали непристойные поступки в отношении женщин. Всплыли секс-скандалы с участием многих видных деятелей киноиндустрии, которые стоили им карьеры. Вряд ли в ближайшее время Голливуд вновь окажет радушный прием продюсеру Бретту Ратнеру, режиссеру Джеймсу Тобэку или телеведущему Чарли Роузу. Однако множество других мужчин, обвиненных в сексуальных домогательствах, продолжают благополучно работать в развлекательной индустрии. К примеру, в 2018 году Джон Лассетер был отстранен от должности креативного директора Pixar из-за «неподобающего поведения», но через год его наняла небезызвестная компания Skydance Media, созданная на базе Paramount Pictures. Назначение Лассетера на пост главы анимационного подразделения вызвало бурю негодования со стороны общественных организаций по защите прав женщин, которые требовали его немедленного увольнения. Но руководство Skydance Media заявило, что мужчина признал свои ошибки и раскаялся в содеянном – а значит, формально нет никаких причин отказать ему в приеме на работу. Бывшие деловые партнеры Харви Вайнштейна – Дэвид Глассер и Боб Вайнштейн – тоже не сильно пострадали, и после ухода из Weinstein Company создали собственные производственные компании (читайте также: «Почему движение против домогательств – это война женщин против мужчин»).
«Независимо от небольших позитивных изменений [которые сейчас происходят в киноиндустрии], если вы посмотрите на руководителей медиа-компаний, то непременно увидите там “белых” мужчин, – говорит продюсер и экс-президент Disney's Buena Vista Motion Pictures Нина Джейкобсон. – Власть по-прежнему в их руках, и если говорить о передаче корпоративной эстафеты [женщинам или “цветным” людям], то она пока еще не состоялась».
В целом, Голливуд стал более инклюзивным местом. Этому способствовало развитие потоковых сервисов, которые нуждаются в большом количестве контента, способного привлечь новую и разнообразную аудиторию. Женщины и представители «цветных» рас объединяются в такие организации как Time's Up и ReFrame. Благодаря этим общественным движениям вопросы гендерного и расового равенства возглавили повестку дня. Вместо пустых разговоров активисты разрабатывают вполне определенные стратегии по преодолению дискриминации в современном обществе. Именно им мы должны быть благодарны, что порочный «муравейник» власти в киноиндустрии был разворошен, и Харви Вайнштейн понес заслуженное наказание.
«Думаю, что небольшая группа людей [причастных к секс-скандалам], которая ждет, что все уляжется, забудется и вернется к статусу-кво, должна понять – этого никогда не случится, – говорит юрист и соучредитель Time's Up Нина Шоу. – Но нам [женским движениям] также нужно двигаться вперед».
В прошлом году, когда сценарист Мелисса Розенберг начала работать над пилотной серией приквела к фильму 1998 года «Практическая магия» для HBO, она заметила существенные изменения в корпоративной культуре. «Чувствовалось желание руководства кинокомпании услышать мнения разных людей в комнате», – рассказала она. Среди съемочной команды были представители разных гендеров, рас и сексуальной ориентации. «Это действительно большие изменения, – резюмирует Розенберг. – Когда я только начинала работать в индустрии, было достаточно одной женщины в комнате, которая представляла все женское сообщество. И чаще всего ей платили меньше всех».
Голливуд постепенно меняется, и на базе общественных движений, отстаивающих гендерное и расовое равенство, появляются организации, предоставляющие юридическую поддержку жертвам дискриминации. Так, например, Time's Up открыла фонд правовой защиты, который помогает женщинам из разных отраслей связаться с хорошими адвокатами и выстроить грамотную судебную стратегию. А некоммерческая организация Women in Film совместно с американским институтом Sundance создала особый отдел, который занимается не только юридической защитой тех, кто подвергся дискриминации или насилию, но и обеспечивает жертвам психологическую поддержку. Обратиться в организацию может любая женщина, которой необходима помощь.
«Женщины испытывают меньше страха, когда чувствуют, что могут помочь друг другу, поговорить и открыться, – говорит Эми Баер, президент совета директоров Women in Film. – Думаю, это прямой результат #MeToo. Женщины осознают, что их сила в численности и готовности всегда протянуть друг другу руку помощи. Ведь именно на этом долгие десятилетия строился и “мир мужчин”».
Киноиндустрия – в частности, профсоюз актеров SAG-AFTRA – озаботился таким важным вопросом, как съемка интимных сцен. Вплоть до 2020 года не существовало никаких протоколов, которые бы регулировали процесс и устанавливали профессиональные рамки в каждом конкретном случае. Но теперь, согласно новому регламенту, выпущенному Гильдией актеров 29 января, все деятели индустрии должны соблюдать ряд правил при съемках подобных сцен. Перед началом работы специально обученный человек – координатор интимных сцен – устраивает встречи с продюсерами, режиссерами, сценаристами и актерами, чтобы согласовать условия и степень обнаженности непосредственных участников съемочного процесса. Все это делается для того, чтобы актеры чувствовали себя в безопасности. «Это был очень интересный процесс [составления регламента]», – говорит актриса и президент профсоюза Габриэль Картерис, которая на протяжении двух лет общалась с представителями киноиндустрии, чтобы сформулировать четкий свод правил съемок интимных сцен.
«Если говорить о “времени Харви”, тогда людям казалось, что они не могут ничего контролировать – не было никаких правил, – добавила Картерис. – Теперь люди говорят: “Я могу так работать. Это замечательно”. Мне кажется, что этот момент ознаменовал важный шаг на пути к культурным изменениям в обществе».
Тем не менее, системная трансформация идет медленно. Согласно исследованию, проведенному в 2019 году в Университете Южной Калифорнии, только 17 процентов руководящих должностей в крупных медиа компаниях занимают женщины. Статистические данные тоже довольно печальны: около 82% всех картин, снятых в Голливуде с 2016 по 2018 годы, продюсировались мужчинами. Блокбастеры, ориентированные на женскую аудиторию (например, «Капитан Марвел», «Хищные птицы: Потрясающая история Харли Квинн» и «Чудо-женщина») снимались в основном женщинами-режиссерами, но у руля большинства успешных кинопроектов по прежнему стоят мужчины.
«Если говорить откровенно, я не вижу, чтобы ситуация менялась на деле, а не на словах, – признается Ава Дюверне. – Конечно, инициатива Time's Up эффективна и полна решимости добиться своих целей. Но без реальной угрозы или негативного эффекта система не может поменяться в одночасье. Как мне кажется, сейчас мы находимся на отметке 4, если брать шкалу от 1 до 10. И это важно. Особенно учитывая, что раньше отметка была в районе -20».
Фото: Getty Images