В наш век, когда профессия актера – без преувеличения одна из самых вожделенных в мире, трудно себе представить, что еще каких-то сто лет назад этот труд считался неблагородным и небогоугодным. Тем удивительнее сегодня смотреть на малоизвестные фотографии нынешней королевы Великобритании Елизаветы II и ее сестры принцессы Маргарет, на которых они – еще совсем юные девочки, в театральных костюмах – играют на сцене для относительно широкой публики. Таких спектаклей с участием королевских наследниц было всего четыре, но что это были за спектакли!
Постановки с Елизаветой и Маргарет в главных ролях проходили в канун каждого Рождества в годы Второй мировой войны. В это время принцессы – в целях безопасности и сохранности монархии – жили вдали от Лондона, в Виндзорском замке. Родители девочек – король Георг и королева Елизавета – проводили будни в британской столице, навещая дочерей только по выходным. Монаршая семья считала своим священным долгом оставаться вместе с народом, и в этой связи даже эвакуированным принцессам было велено делать все, что в их силах, чтобы облегчить бремя войны.
Но что объективно могли сделать юные девчушки, которым на момент объявления войны было 13 и 9 лет? Это только в конце войны будущая королева сядет за руль санитарного грузовика, а пока принцессам оставалось помогать своим подданным другими способами. Идея ставить благотворительные рождественские спектакли впервые пришла в голову принцессе Маргарет в 1941 году, когда ей с сестрой довелось поучаствовать в детском концерте в Королевской школе. Все деньги, вырученные с показов, было решено отправлять в фонд, предоставляющий предметы бытового обихода британским войскам: стеганые одеяла и теплые вещи из шерсти.
К задумке Ее Высочества обитатели Виндзорского замка подошли со всей серьезностью. Никакой художественной самодеятельности: для актеров шились великолепные наряды, за музыку отвечал оркестр Королевской конной гвардии, звукорежиссером выступал профессионал с радиостанции BBC, а декорациями занимался знаменитый арт-директор фильмов Винсент Корда. Актерами спектаклей, помимо принцесс, становились лучшие ученики Королевской школы (один из них, Кирил Вудс, после этого стал очень близким другом королевы), а сценарии каждый год писал директор учебного заведения Юбер Таннар.
Елизавете и Маргарет, как главным звездам, разумеется, доставались главные роли. Как правило, старшая сестра всегда играла принцев, а младшая – принцесс (распределить персонажей было несложно, учитывая большую разницу в росте актрис). Выходы девушек в театральных костюмах всегда производили настоящий фурор: в конце концов, кому еще когда удавалось посмотреть на наследницу Короны в облегающих колготках? Что же до Маргарет, то девочка получала искреннее удовольствие от сцены – быть может, именно тогда в принцессе загорелось желание стать звездой? (читайте также: «Принцесса Маргарет: звезда и смерть первой красавицы Британского Королевства»)
Что же ставили в Виндзорском замке? Это были всем известные спектакли, основанные на знаменитых сказках: «Золушка» (1941 год), «Спящая красавица» (1942 – фотографий с этой постановки, увы, не сохранилось, но известно, что Елизавета исполнила роль принца Сальвадора, а Маргарет досталась роль феи Чертополох), «Аладдин» (1943). Последней ставилась малоизвестная пьеса под названием «Old Mother Red Riding Boots», которую предположительно написал сам Юбер Таннар. Актеры играли в жанре пантомимы – излюбленном жанре британской аристократии. Текста в них почти не было, зато были песни, многие из которых принцессы исполняли дуэтом.
Премьеры рождественских спектаклей проводились в течение трех дней. Публика на них приглашалась только самая избранная, но от того не менее широкая. Надо сказать, что традиция ставить домашние спектакли в благотворительных целях была распространена среди британской аристократии повсеместно, но постановки с участием самих принцесс… Это было нечто из ряда вон. Об инициативе девушек с воодушевлением писали все газеты, а после премьер Виндзорский замок буквально был завален телеграммами с поздравлениями. В тяжелые годы самой разрушительной войны в истории человечества так мало было поводов для веселья – и принцессы не жалели сил, чтобы хотя бы перед Рождеством подарить британским подданным праздничное настроение.
Итак, показываем, как это было.
«Золушка», 1941 год
Первая постановка Виндзорских принцесс. 15-летняя Елизавета играет здесь принца Флоризеля, а ее 11-летняя сестра – саму Золушку.
«Аладдин», 1943 год
Этот спектакль стал настоящим триумфом мастерства декораторов и костюмеров. Королевским особам сшили великолепные наряды в ориентальном стиле, а декорации прекрасно передавали атмосферу всех мест действия. Например, древнего Китая (видимо, сюда Аладдин в исполнении Елизаветы и принцесса Роксана в исполнении Маргарет прилетели на ковре-самолете).
«Old Mother Red Riding Boots», 1944
О чем конкретно была эта пьеса, понять сейчас сложно: в ней было много песен, балетных сцен. Пролить свет на сюжет мог бы сценарий, но он, как и все фото рождественских спектаклей принцесс, ушел с молотка в 2013 году. По скупой программке можно судить, что принцессе Елизавете досталась роль некоей леди Кристины Шервуд, а принцессе Маргарет сыграла достопочтенную Люсинду Фэйерфакс. Очевидно, что здесь действие происходит в одной из европейских стран в начале 20 века (возможно, в немецом Баден-Бадене). Также в архивах остались упоминания, что будущая Королева блестяще спела на празднике хит 1944-года из кинофильма Going My Way (сама песня называлась Swinging on a Star).
Во истину остается лишь горестно сожалеть о том, что до нас не дошли видеозаписи этих уникальных спектаклей. Зато становится понятным, за что британцы до сих пор любят свою Королеву, и почему они всем миром устроили ей после войны, в тяжелейший кризис, настоящую свадьбу века (читайте: Пир после чумы: как Великобритания выдавала замуж будущую королеву Елизавету II)
Фото: Getty Images