Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Елизавета Базыкина, Игорь Акинфеев, Элеонора Севенард

Интуиция на поле

Игорь Акинфеев, вратарь, капитан команды ЦСКА — о том, что такое футбольный интеллект и как часто получается с ним договориться

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Игорь Акинфеев

Один из важнейших показателей игрового интеллекта заключается в умении футболиста управлять собой, своим телом и мозгом, когда адреналин зашкаливает, а эмоции перехлестывают через край. Футбол без эмоций, улыбок, споров — не интересен. Я 22 года в спорте и не могу представить, что можно играть в воротах как амеба или «бабочек ловить». Каждый матч нужно проживать по полной, тогда спортивная жизнь становится по-хорошему агрессивной, захватывающей. Но даже когда ты наслаждаешься игрой, важно, чтобы мозг «был на связи», продолжал правильно анализировать информацию. Тело и ум работают в паре: если мышцы устали, голова перестает контролировать движения, и если ты игнорируешь сигнал — моментальная рассеянность может привести к ошибкам и травмам.

В жизни ЭТОТ ПРИЕМ ТОЖЕ работает. Помню, однажды сидел себе спокойно дома, не хотел никуда ехать, выражение «ноги не идут» — в действии. Но все же усилием воли заставил себя поехать за лимонами. Пока был в магазине, мою машину поцарапали. И вот думаешь, если бы послушал «ноги», остался дома, не попал бы на ремонт. Зато с лимонами…

В большой степени футбольный интеллект формируется в процессе тренировок, когда ты каждый день отрабатываешь те или иные элементы — финты, удары, вратарские падения. Например, опорные полузащитники пробегают по 13–14 км за игру, на ходу производя множество разных технико-тактических действий. Мозг футболиста все время включен, оценивает ситуацию, чтобы принять быстрое решение, которое может изменить ход матча. Но все мы люди. Голова так устроена: человек способен себя накрутить. И даже легкое волнение может выйти из-под контроля, и тогда мандраж похож на санки, в которые ты упал и летишь вниз без рулевого управления.

Такое со мной редко, но бывало. Однажды пенальти били в мои ворота, соперник еще даже не разбежался, только мяч поставил на отметку, а я понимаю, что полностью растерян, и уже заранее знаю, что не угадаю направление удара. А бывает наоборот — не могу объяснить, как это работает, но я за 30 секунд чувствую, куда он ударит, на какой высоте, низом или верхом. Получается красиво и со стороны кажется легко. Так что понятно, что ноги, руки, мышцы, связки — это наше все. Но есть еще что-то, я бы назвал это интуицией, связывающей область мозга с опытом.

Если говорить о травмах, которых мало кому в большом спорте удается избежать, я дважды рвал крестообразные связки колена. Полтора месяца ходишь на костылях, затем работаешь над атрофией мышц, а когда набираешь мышечную массу в тренажерном зале, боль бывает до слез. Пройти через это один раз — большое испытание. Думаешь: ну, все страшное позади. А когда второй раз случается, у тебя планка падает, думаешь: «Нет, снова вот это все — ни за что!» И здесь на первый план снова выходит мозг. Если в тебе нет стержня, ты сдашься, все бросишь. Но мне повезло с характером, я могу злиться, но все-таки я Овен: если взялся, доведу дело до конца.

Слушать себя

Актриса Елизавета Базыкина — о бережном диалоге с собой и репетициях нового спектакля «Чайка» в театре на Бронной, о котором пока все мысли

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Елизавета Базыкина

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

В здоровом теле — здоровый дух. Я очень внимательна к своим ощущениям. Тело — важный инструмент, а в моей профессии физическое состояние и внешний вид имеют большое значение. Работать — в моих интересах, при этом нужно давать себе возможность восстановиться и отдохнуть: спать достаточно и соблюдать режим сбалансированного питания, что не всегда удается в моем графике. Но даже когда в театре спектакль или репетиция — на заботу о себе у меня всегда остаются раннее утро или поздний вечер.

Я хорошо слышу свое тело и стараюсь не игнорировать его сигналы. Помню, как однажды на съемках актер Сергей Бурунов спросил: «Лиз, как дела?», я ему — «Все классно, столько работаю…» А он говорит: «Пожалуйста, следи за здоровьем, потому что, если ты его запустишь, потом все гонорары будешь отдавать на него». В этом есть правда. Убеждение, что съемочные смены нельзя отменять, на них нужно приходить в любом состоянии, однажды чуть не сыграло со мной злую шутку.

Это случилось на съемках сериала «Комбинация». Я приболела. Решила — стандартная простуда. Меня поддерживали витаминами, капельницей, на адреналине я отработала три дня, а когда вернулась в Москву — в какой-то момент показалось, что не выживу: температура 39, меня срочно госпитализировали в больницу, там диагностировали весь набор — тонзиллит, фарингит, бронхит, грипп А. Вместо того чтобы три дня полежать, передвинуть съемки, я восстанавливалась несколько недель и была совершенно недееспособна. Хороший урок. К счастью, болею я редко, возможно, как раз из-за того, что мозг знает — у тела нет выбора, оно все равно пойдет играть спектакль. Но после этого случая взяла за правило: если чувствую недомогание, обязательно найду время для доктора.

Гармоничные отношения с телом — это в том числе питание. Мой стандартный вес держится на отметке 49–50 кг, хотя я не ограничиваю себя в еде. Но с тех пор, как решила питаться правильно, меня просто не тянет ни на чипсы, ни на десерты. Правила у меня простые: не перекусываю булочками и пирожками в течение дня. Лучше уж один раз в день плотно поем, возьму стейк или лосось на пару.

На этой неделе в театре на Бронной нам дали три выходных дня. И я решила, что буду спать до 12:00. Вчера получилось, сегодня — не очень. Просыпалась шесть раз за ночь. Мы репетируем «Чайку», скоро премьера. Дело точно не в физической усталости или волнении, а скорее в необходимости держать высокую концентрацию. В театре не можешь отключиться от процесса. Константин Юрьевич Богомолов что-то меняет, сокращает, дополняет по роли. Важно помнить и думать о том, что было на репетиции, чтобы все это повторить завтра. Для меня многое в роли Аркадиной — на сопротивление, тем и интересна эта роль. О ней сейчас все мои мысли.

Думай телом

Вероника Сидорова, практикующий психолог, основатель сервиса Otvet.co, автор популярного курса «Про тело» — о том, как прокачать физический интеллект и при чем здесь любимый крем и таймер

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Вероника Сидорова

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Мы привыкли относиться к телу как к инструменту, как к чему-то отдельному от нас — тому, что нам служит. Мне нравится, как этот феномен описывает моя преподаватель Ольга Троицкая. Она говорит о том, что человек «возомнил себя кентавром»: вот есть «Я» — сознание, ум, воля, голова, а вот есть тело, которое прикреплено к голове, — оно должно тренироваться, спать, питаться. Но это большое заблуждение, потому что тело — это и есть я, я — это все целиком.

Когда мы по-настоящему осознаем эту мысль, многое начинает меняться. С малого. Нам неудобно? Мы больше не терпим, обращаем на это внимание и пересаживаемся. Мы не насилуем себя в спортзале: тянет связка — пропускаем тренировку, слушаем и лечим себя. Прежде чем сесть за руль, снимаем длинное пальто или куртку — потому что жарко и мы этот сигнал тела считываем моментально. Когда мы к себе разворачиваемся, когда наш «физический интеллект» прокачан — мы становимся для себя в приоритете.

Посмотрите, как ведут себя дети: холодно — плачу, подаю сигнал, хочу есть — подаю сигнал. Со временем связь тела и сознания нарушается, в том числе под влиянием социума. Помните фразы из детства: «хочется — перехочется», «поешь сейчас, после никто не даст». А ребенок не хочет сейчас. И так постепенно мы начинаем верить в то, что чувство не первично. Но связь сознания и телесных сигналов заложена в наших базовых настройках. Это значит — ее можно восстановить.

Начать предлагаю с простого, но действенного упражнения «крем и таймер». Поставьте таймер на 1 минуту и утром после душа медленно, вдумчиво наносите любимый крем на тело. Можете попробовать делать это дважды в день. Важно продолжать — 7, 14 дней, месяц, постепенно увеличивая время до 3, 5, 10 минут. Наблюдайте за тем, что с вами происходит в моменте: хочется ли бросить? Получается ли погладить себя, заметить, поблагодарить? Тело отлично понимает прямой язык действий, с них и начните.

У меня были моменты в жизни, когда я работала на износ, потому что видела впереди большую цель, но при этом отдалялась от себя — мало спала, мало двигалась, просто забывала поесть. С течением времени, исследуя этот вопрос, в том числе с помощью терапии, я просто начала хорошо к себе относиться, внимательно. А там, где есть внимание, возможно действие.

Сегодня я рано встаю и засыпаю до 23 часов. Всегда пересяду, если неудобно, всегда заколю волосы, если мешают. Всегда выберу комфортную для себя одежду. Если в графике не предвидится обеда, обязательно позабочусь заранее — закажу, возьму с собой. Часто принимаю ванну с магниевой солью, люблю массажи, пробегаю по 4 км каждый день. Оказалось, наладив контакт с телом в осознанном возрасте, легко войти во вкус!

Мой курс «Про тело» состоит по большому счету из упражнений разного уровня сложности. В том числе мы говорим про образ тела, про травмы — психологические и физические, про отношения с едой. Есть приятные практики — медитации, чек-листы, список «подарков телу». Я и команда гордимся тем, что у нас получилось приоткрыть дверь в такую сложную, закрытую тему. А если можно приоткрыть, значит, можно и ногу подставить — чтобы после смелее зайти внутрь.

Равновесие на кончиках пуантов

Элеонора Севенард, балерина, прима Большого театра — о внутренних настройках, позволяющих сохранить голову — холодной, а технику исполнения — безупречной

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Элеонора Севенард

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Я всегда мечтала научиться исполнять 32 фуэте — элемент высшей сложности, стремительный и эффектный, овладение которым раньше приравнивалось к чуду (а теперь обязательно к изучению для всех балерин). Я начала свое знакомство с фуэте гораздо раньше, чем предписывала программа балетной академии.

Этот элемент — один из самых непростых, но и один из красивейших в балете — требует выдающейся выносливости и глубокого понимания техники (прапрабабушка Элеоноры Матильда Кшесинская — первая русская прима-балерина, которая сделала 32 фуэте, до нее считалось, что подобный трюк на сцене под силу только итальянкам. — МС). Чтобы его выполнить, нужно действовать «от ума»: разобрать последовательность движений, чтобы правильно работали руки, ноги, голова. А дальше — оттачивать мастерство. Балерины учат 32 фуэте не один год и продолжают совершенствоваться в искусстве их исполнения на протяжении всей карьеры. Когда базовые движения освоены, можно усложнять задачу: добавлять двойные провороты, украшать фуэте разным положением рук во время вращения и так далее.

Я знаю наверняка: регулярный труд всегда приводит к результату. День, когда мне впервые удалось исполнить 32 фуэте, был таким же, как и другие тренировочные дни в процессе обучения. Однако я хорошо помню захлестывающее чувство волнения, охватившее меня, когда я впервые выступала с этим элементом на сцене: это был конкурс Vaganova-PRIX, где я исполняла па-де-де из балета «Лебединое озеро» в роли «черного лебедя» — обольстительной, опоенной ядом зависти Одилии. Было непросто совладать с эмоциями, сохранив голову холодной, а технику исполнения — безупречной. Но я благодарна этому опыту и с любовью вспоминаю то выступление.

Тема отношений тела и разума для меня — одна из ключевых в работе и в жизни, поскольку успех балерины на сцене напрямую зависит от состояния ее тела и мышц, от физической силы и энергии. Каждый из нас наделен уникальными возможностями. Кто-то силен, кто-то слаб, но каждый может развиваться, знакомиться с собой ближе, главное — желание. Я уверена: даже если бы я не была балериной, я бы все равно ходила в спортивный зал или на пилатес, потому что после тренировки с организмом происходят колоссальные изменения: даже после элементарной растяжки мы начинаем чувствовать свое тело лучше.

Не секрет, что артистам балета нужно «регулировать» свой вес: для меня лучшая диета — просто не ужинать несколько дней. При этом правильное питание важно для любого человека, не только для тех, чья работа связана с пластикой, упражнениями, телесностью. В моем рационе есть своя специфика — необходимо получать витамины, необходимые для укрепления мышц и связок.

Каждый день я учусь прислушиваться к своему телу — как во время разогрева, репетиций, так и во время спектакля. Танцуя, я выражаю эмоции через движения, поэтому, когда я на сцене или в репетиционном зале, — это и есть мой диалог с телом. И я буду учиться разговаривать с ним ровно столько, сколько буду танцевать. Процесс знакомства с собой, понимания себя — никогда не заканчивается.

Чувство реальности

Ринат Абдрахманов, Художник, исследующий феномен человеческого тела в визуальной коммуникации, резидент галереи фиджитал-искусства VS Gallery, — о способности принимать и отражать внешние сигналы

Сместить фокус: истории знаменитостей, которые научились понимать себя

Ринат Абдрахманов

Тема тела волновала художников во все времена. В эпоху Возрождения, к примеру, тело человека — это про идеалы совершенства. Мне близок подход сюрреалистов с их рефлексией, неосознанными страхами, проживанием и отражением жизни в работах. К счастью, мне удалось найти этому выход и применение — я взял за основу искажение тела через призму технологий и множество других аспектов — например, через медиа и через восприятие. Мне также близка тема внутренних конфликтов, экзистенциальных вопросов, которые находят отражение во внешней оболочке в виде человеческого тела, влияют на него, вызывают в нем метаморфозу.

Мой физический интеллект хорошо развит, я с ним работаю. Иногда замечаю за собой кажущуюся мне аномальной способность чувствовать и слышать свое тело вплоть до незначительных движений и изменений. Я не склонен к внешним проявлениям неловкости, например не краснею. Мне удается контролировать такие сигналы тела. Испытывая волнение перед выступлением, задействую когнитивные механизмы, использую техники — скрещивание рук или пальцев, надавливание на определенные точки, вращение руками и тому подобное, чтобы выровнять дыхание, успокоиться и не отвлекаться на воображаемые источники опасности.

Вместе с этим я метеочувствителен и по изменению артериального давления, остроты зрения и ясности ума точно понимаю, что в данный момент — полнолуние, магнитные бури или резкая смена погоды. Человеческое тело, словно спутниковая антенна, может быть отражателем и приемником различных сигналов.

Чтобы быть в гармонии с телом, я с детства даю себе серьезные физические нагрузки. К примеру, забросить ногу за голову, встать, опираясь на три пальца правой руки и стоять неподвижно, пока тебя не снимут со всех сторон, чтобы получить нужный фотоматериал, — работа порой требует от моего тела титанических усилий. При этом оно не просто инструмент, который может стать сильнее, прочнее, гибче, — мое тело служит каркасом моего сознания.

Период, когда я делал первые шаги в карьере, был не самым простым в моей жизни. Меня сопровождали страхи, внутренние конфликты, физический дискомфорт и неопределенность, что отражалось в работах — в них преобладали темные, холодные оттенки в теле, присутствовала подвешенность в виде элемента неосязаемости пространства или левитации человеческих тел. В тот момент именно страх и адреналин служили топливом для творчества. Таким образом я замыкал свой мир и работу на себе, обретая контроль над тем, что имею.

Древний человек взял в руку палку и, взаимодействуя с окружающим миром, создал точку отсчета цивилизации: он применил интеллект и придумал использовать ее — как продолжение руки, для самозащиты и добывания пищи. Сегодня палку в руке человека заменяет гаджет — тоже своего рода продолжение нашего тела. Но и это не предел. За нами — мириады инфузорий, перед нами — мириады звезд, мы — мост между ними. Здорово и интересно жить, понимая это.

Фото: архивы пресс-служб