«Кинотавр»-2017 откроет «Холодное танго» режиссера Павла Чухрая, который – это уже известно – на фестивале получит специальный приз «За честь, достоинство и преданность кинематографу». Вне конкурса с пометкой «спецкопказ» в Сочи продемонстрируют «Анну Каренину» (ту самую «историю Вронского») Карена Шахназарова и «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, удостоенную специального приза жюри на последнем Каннском кинофестивале. При этом в течение восьми дней на Театральной площади на большом экране будут показывать лучшие отечественные фильмы 2017 года, среди которых «Время первых», «Ледокол», «Викинг», «Большой», «Притяжение» и другие. Впрочем, все это – не более, чем обрамление основной конкурсной программы фестиваля, на которую в общей сложности было прислано 77 полнометражных картин. В «финал» вышли только 14. О тех из них, которые достойны особого внимания, рассказываем отдельно.
«Блокбастер» (реж. Роман Волобуев)
Разбавит трагичное восприятие российской действительности лента в жанре «черной комедии» Романа Волобуева. Анонсируемый как один из самых ожидаемых в 2017 году – еще один взгляд на извечное противостояние Москвы и провинции интригует! – фильм расскажет комичную историю одного преступления. Под прицелом налетчицы, вооруженной пневматическим пистолетом, оказывается небольшой пункт кредитования районного масштаба и… случайная свидетельница, которая автоматически становится заложницей незадачливой грабительницы. Актерский дуэт Светланы Устиновой и Анны Чиповской – не единственная причина следить за детищем Волобуева. В фильме мелькнет немало известных лиц: Светлана Ходченкова, Михаил Ефремов, Юлия Снигирь, Евгений Цыганов. Основанная на реальных событиях картина именитого кинокритика (кстати, всего лишь вторая полнометражная работа в его режиссерской карьере) – одна из немногих на нынешнем фестивале, снятая при финансовой поддержке «Фонда кино».
«Аритмия» (реж. Борис Хлебников)
Все, неравнодушные к кинематографическим вариациям на медицинскую тему, точно будут ждать в широком прокате ленту Бориса Хлебникова (премьеру обещают в начале осени). Врач скорой помощи Олег Миронов (Александр Яценко – «Ледокол», «Оттепель»), конечно, не доктор Хаус, но не менее виртуозно покоряет своей самоотверженностью, преданностью любимому делу и готовностью лететь на помощь ближнему, невзирая на все обстоятельства: пробки на дорогах, неурядицы на рабочем месте и даже глобальную катастрофу в личной жизни – развод... Забудем, что производство фильма субсидировал Минкульт, а будем думать о том, что бескорыстное стремление спасти человеческую жизнь – бесценно. Пожалуй, поэтому «Аритмия» уверено входит в число фаворитов основной программы «Кинотавра-2017».
Жюри полнометражной программы 28-го «Кинотавра» возглавит актер Евгений Миронов («Время первых», «Идиот», «Апостол»). Помогать ему оценивать работы участников будут режиссер Александр Велединский («Географ глобус пропил», «Русское»), оператор Игорь Гринякин («Викинг», «Высоцкий. Спасибо, что живой»), сценарист Александр Родионов («Дневник убийцы»), актриса Юлия Пересильд («Холодное танго», «Битва за Севастополь»), продюсер Игорь Мишин, а также американский киновед и почитатель российского кинематографа Нэнси Конди.
«Близкие» (реж. Ксения Зуева)
Единственный фильм, снятый женщиной-режиссером, который в 2017 году фигурирует в основной программе (в противовес «Кинотавру» прошлогоднему, который провозгласил «женский» тренд в кинематографе). Здесь не стоит искать повод для радужного оптимизма – история среднестатистического московского семейства давит тяжелой атмосферой обыденности и актуальностью жизненных перипетий. Эмоциональная драма заставит задуматься о том, как важно вовремя услышать друг друга, чтобы не оказаться в глухой изоляции. Фильм о пресловутом «свете в конце тоннеля» по признанию самого автора ─ нишевый продукт, но если 26-летней актрисе, решившей сменить амплуа, удастся зацепить своим режиссерским опытом жюри «Кинотавра», возможно, ему удастся обойти рамки ограниченного проката.
«Прорубь» (реж. Андрей Сильвестров)
Самый загадочный «экспонат», представленный на «Кинотавре-2017», поет оду экспериментальному кино. Мало того, что режиссер пытается объяснить, что может объединять таких разных персонажей как фрилансера-алкоголика, художника-абстракциониста, опального олигарха и президента, так он еще и делает это в стихотворной форме (угадайте, кто из них – Михаил Ефремов?). Тесное переплетение сказочных и документальных мотивов заставляет усомниться в реальности происходящего и порадоваться торжеству арт-хауса.
«Жги» (реж. Кирилл Плетнев)
Полнометражный режиссерский дебют на «Кинотавре» неоднократного участника «короткого метра» (и победителя – в 2015 году) Кирилла Плетнева – рефлексия на тему того, как тяга к прекрасному капитулирует перед жизненными реалиями. Надзирательница женской колонии Алевтина Романова, обладательница голоса оперной дивы, буквально вынуждена принять участие в конкурсе талантов после того, как ее пение записывает на мобильный телефон и выкладывает в сеть одна из ее заботливых подопечных. Эта первоклассная драма в оригинальной форме еще раз напомнит о том, что никогда не нужно бояться следовать за своей мечтой.
А еще на «Кинотавре-2017» покажут…
«Рок» Ивана Шахназарова
Очередная история покорения провинциалами-музыкантами великой российской столицы от сына слишком известного режиссера – добротно сделанная полнометражная версия прошлогодней одноименной короткометражки, представленной здесь же в Сочи.
«Мертвым повезло» Вадима Валиуллина
Комедийный триллер в духе «Техасской резни бензопилой» от победителя прошлогоднего «короткого метра» «Кинотавра» едва ли будет отмечено симпатиями профессионального жюри, впрочем, попадание в основную программу для такой ленты – уже успех.
«Три сестры» Юрия Грымова
Классика в интерпретации одиозного клипмейкера ожидаемо обещает стать одним из самых ярких кинособытий нынешнего «Кинотавра». Шутка ли – «великий и ужасный» перенес действие в наши дни и состарил любимых героев.
«Скоро все кончится» Алексея Рыбина
Кинодебют гитариста первого состава всенародно любимой группы «Кино» пересказывает в общем-то банальный сюжет – то, как жизнь может изменить одна случайная встреча (для скромняги-работяги Михаила это знакомство с проституткой-«принцессой» Дианой) – но так искренне-пронзительно, что не остается ничего другого, кроме как поверить ему.
«Мифы о Москве» Александра Молочникова
Современная «Одиссея» в пересказе театрального режиссера – блистательный образец сатиры, высмеивающей столичные нравы с бонусом в виде нескончаемой череды селебрити (от Федора Бондарчука до Ивана Урганта).
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб