На протяжении многих веков стандарты красоты постоянно менялись. На этот процесс влияло множество факторов: мода, политическая обстановка и даже эпидемии, накатывавшие на человечество в тот или иной период. Если в конце XIX века женщины все еще утягивали себя в корсеты, то в 1990-х они смело оголяли все то, что когда-то было принято скрывать. Были и времена, когда самыми красивыми называли бледных, почти болезненно-худых девушек, или наоборот — загорелых и с формами.
Самые интересные, но в то же время странные тренды красоты существовали в эпоху Возрождения. Если приглядеться к шедеврам мировой живописи, можно отследить одну загадочную тенденцию, породнившую всех героинь картин тех времен: у них одинаковые черты лица, но что более важно — все они изображены с нестандартно высокими лбами и почти без бровей. Чего стоит одна Мона Лиза Леонардо Да Винчи — самая знаменитая картина в мире — у которой отсутствуют не только брови, но и ресницы.
По некоторым данным, законодательницей чудаковатой моды считается королева Франции Изабелла Баварская, жена Карла VI Безумного. В эпоху Возрождения во флорентийской и бургундской моде возникло странное веяние — женщины брили лоб для создания идеальной высокой прически. Современники утверждали, что именно с подачи королевы Франции женщины высших сословий XV столетия — в дань модной тенденции и правительнице — начали «сдвигать» линию роста волос на лбу, чуть позже прибавив к этому сбривание бровей.
Изабелла Баварская имела огромное влияние на своих подданных. Королева оставила значимый след в истории Франции, а ее правление стало важным этапом в развитии великой страны. В наши дни ее имя ассоциируется с красотой, обаянием и силой — образ этой женщины по-прежнему остается одним из самых загадочных и противоречивых за всю историю Франции. Именно супруга Карла VI сформировала первые тенденции, на которые позже равнялся весь свет не только Франции, но и Европы в целом (читайте также: Как потомки Наполеона пытаются бороться за трон во Франции).
Изабелла Баварская считалась необычайно красивой женщиной. Этому свидетельствует и тот исторический факт, что ее супруг — Карл VI Безумный — влюбился в нее с первого взгляда. До того, как король сошел с ума, Изабелла старалась всячески поддерживать свою красоту, чтобы правитель не искал утешений в чужих объятиях. Она пользовалась всеми доступными средствами: купалась в коровьем молоке, делала кровяные маски и пила странные настойки с разнообразными сухоцветами. Вдобавок к этому королева стала экспериментировать с туалетом: она ввела моду на очень глубокие декольте и высокие головные уборы. И если цель первого модного приема понятна во все времена, то возникновение второго вызывает некоторые вопросы.
По приказу королевы портные стали изготавливать высокие головные уборы, под которые было необходимо специально выбривать лоб и брови. Считалось, что при отсутствии волос на лобной и височной части лицо становилось более острым и утонченным — соответственно, привлекательным. Дошло до того, что в обществе укрепился стереотип: чем больше был лоб у женщины, тем привлекательнее и «статуснее» она была. Для достижения такого эффекта женщины и шли на радикальные меры, сбривая несколько сантиметров волос ближе к макушке, в зависимости от навыков цирюльника. Однако годами позже королева Франции (и другие женщины тоже) поняла, что результат от таких манипуляций не слишком оправдан — волосы росли криво, да и без головного убора сдвинутая линия скальпеля выглядела совершенно непривлекательно. По итогу мода на бритье головы сошла на нет, однако гладко зачесывать волосы под головной убор продолжали еще многие годы.
Интересно, что некоторые ученые-историки считают, что в то время женщины брили лоб не только из-за веяния моды. Существует версия о том, что у многих женщин волосы выпадали из-за болезни, а другие просто решили подражать им, чтобы не акцентировать внимание на последствиях хвори. И так как гигиена и качество жизни Европы в средние века были далеки от идеальных, заболевания (как и мода) распространялись по странам с огромной скоростью (читайте также: Темные времена: самые жуткие правила гигиены Средневековья).
Пик избавления от «лишних» волос пришелся на конец 1390-х — 1470-х годов. Несмотря на то, что волосы на голове больше не сбривали, их «выглядывание» из-под атура (высокого головного убора в виде тубуса) считалось постыдным. И чтобы волос точно не было видно, достопочтенные дамы годами утягивали пряди в конские хвосты и пучки, параллельно мучаясь от мигрени и спазмов мышц головы. Тенденцию, к слову, легко можно отследить на портретах эпохи Возрождения — например, на полотне Михаэля Пахера, где изображена герцогиня Мария Бургундская.
От бровей «не отставали» еще много столетий. Обильная растительность на лице выдавала простолюдинов «неблагородных кровей», а потому поддерживать волоски в незаметном состоянии было крайне важно. Тем не менее, сбривать брови полностью перестали в конце XV века. Позже их стали сильно выщипывать, придавая форму симметричных дуг. По старой моде брови должны были быть мягкими и круглыми, а любая угловатость и густота возбранялись.
Несмотря на странные модные тенденции тех лет, дамы с полотен великих художников по-прежнему считаются эталонами неприкосновенной красоты. Так называемые «титаны» Ренессанса — Леонардо Да Винчи, Паоло Уччелло, Верроккьо и не только — старались придать своим музам божественные черты, вдохновляясь эллинизмом и другими величайшими периодами истории. Именно поэтому вышеупомянутые художники считаются гениями, а их картины — вечными.
Фото: Getty Images