С каждой жертвой преступники обновляют свои схемы, но тем не менее вычислить их можно, считает клинический психолог Ольга Аристова. Достаточно обратить внимание на речь телефонных мошенников — от интонаций и построения предложений до темпа, представления собеседнику и эмоциональной окраски. Все то, что говорят эти люди в беседе, выдает их с головой.
Грандиозная фигура
Первым делом мошенник всегда представляется. И даже если это скромный сотрудник банка, он грациозен и гордо чеканит свою должность. Так же мошенник упорно делает вид, что знает о вас что-то тайное и опасное. Например, оперирует тем, что вы якобы сменили «финансовый номер», привязанный к карте. Потому речь его высокомерна и категорична, словно он смотрит на вас сверху вниз. А уж насколько масштабны вымышленные чины «полковников» и «подполковников ФСБ», прокуроров и полицейских, которыми представляются злоумышленники! Такие персонажи обязательно назовут все свои регалии, звания и достижения, чтобы жертва моментально почувствовала свою ничтожность при таком напускном величии.
Это нужно для того, чтобы человек сначала растерялся, а потом испугался звонка «серьезного» человека, которому внезапно по неведомым причинам пришлось снизойти до простого смертного. На финансово неграмотных обывателей и бабушек «божьих одуванчиков», выросших в парадигме «начальству виднее», это производит просто сокрушительный эффект. Они пытаются уберечься от беды, в которую на самом деле не попадали, и мигом выдают все свои персональные данные.
Фальшивый эксперт и обладатель тайных знаний
Также мошенника выдает то, что он якобы обладает последней информацией о ваших действиях. И даже если жертва начинает отпираться от приписываемых ей поступков, цель мошенника — стоять на своем. Он будет продавливать свою версию до последнего. Или же пока вы сами не сломаете его скрипт резкой шуткой или не прервете звонок.
Часто такой разговор напоминает беседу двух очень упертых людей. Вы заверяете, что не совершали никаких переводов с карты. Но вам упорно будут раз за разом твердить, что именно с вашей карты была и проведена мнимая операция и произошло это такого-то числа (обычно прямо сейчас), в такое-то время (час, полчаса назад). Так преступники поселяют в вас сомнения. А что? А вдруг это правда?
Они постоянно задают вопросы, не давая время на раздумья
Любой внимательный человек, если у него достаточно времени на то, чтобы сопоставить факты, заметит определенные несостыковки. Почему-то некий важный сотрудник финансового учреждения или внутренних органов, знающий о вас все, не догадывается о главном.
Например, о вашем номере телефона или номере самой карты. Он как уличная гадалка задает бесконечные вопросы (начиная с приветствия в духе «А с кем я разговариваю?») и «тыкает пальцем в небо», чтобы вы сами подсказали ему правильный ответ. Мошенник всегда начинает издалека и задает наводящие вопросы, пытаясь выудить нужные ему сведения. Хотя до этого сам говорил, что стоит ему открыть некую программу, и он узнает о вас все на свете, потому что информация «давно там забита» (читайте также: «Будьте начеку: 5 самых популярных фраз, которые используют манипуляторы»).
Запомните, все представители государственных органов и банков не имеют права требовать от вас разглашения личной информации без официального постановления. Но даже если таковое имеется, запрос будет посылаться между ведомствами (например, если судебным приставам нужно получить доступ к вашим банковским счетам), а вам будет приходить письменное уведомление на официальном бланке, по почте.
Быстрый поток предложений
Обычно в начале разговора злоумышленник страшно частит. Темп его речи невозможно быстрый, словно он читает с листа текст на время. Просто телефонным мошенникам надо вас обескуражить еще на старте, запутать вашу логику и отвлечь внимание.
Поэтому они используют очень быстрый темп речи, вываливая на вас потоки предложений, среди которых есть определенные слова-ключи. Например, «заблокировано», «мошенники», «подозреваем», «произошла утечка» и многие другие пугающие явления и понятия. Часто речь разводил просто пестрит обилием сложных слов из деловой лексики. Этот прием придает невидимому собеседнику весомости и слегка туманит мозг жертвы, особенно если она не привыкла к запутанным фразам.
В данном случае задача жулика — не дать вам возможность вставить и пары слов. Это нарушит его скрипт и выведет жертву из оцепенения, в которое она впадет после того, как ей на голову вывалят поток бессвязных предложений. Поэтому не бойтесь задавать уточняющие вопросы. Останавливайте торопливого собеседника, переспрашивайте и постоянно просите повторить несколько фраз из предложений, сказанных минутой ранее. Выхватывайте любые фразы из контекста и цепляйтесь к ним. Если перед вами аферист, то он забудет, какую околесицу нес минуту назад и начнет путаться в своих же словах.
Переход на личности
Если внезапно что-то идет не так, как рассчитывал телефонный мошенник, то он пускает в ход тяжелую артиллерию — обычное базарное хамство. Согласитесь, сложно быстро ответить на вопрос: «Вы что, выпивали?» Или: «Вы прекратили употреблять коньяк по утрам?» А так могут себя повести злоумышленники, когда чувствуют, что рыбка срывается с крючка. Жертву могут обозвать глупой, недальновидной, бессердечной, туповатой и медлительной. Это все тот самый переход на личности, призванный вывести вас из себя. Вы вступаете в перепалку — и отъем честно заработанных денег становится все ближе к мошеннику. Нервничающая, обиженная жертва может легко оступиться.
Давление с помощью страха
Страх — идеальный инструмент манипуляции. Вам в красках распишут жуткие и непоправимые последствия, с которыми вы непременно столкнетесь, если прямо сейчас не сообщите свой код из трех цифр или не перейдете по ссылке в СМС.
«Сотрудники органов» обязательно будут напирать на свои полномочия, которые просто необъятны, и связи с некими авторитетными людьми. Статус и доступ к информации — вот два кита, с помощью которых мошенники вызывают страх. Но стоит помнить, что настоящие работники «тех самых органов» обычно вызывают на личные беседы с глазу на глаз. Опять же, посредством писем с уведомлением.
Также будьте внимательны: мошенники часто задают закрытые вопросы, сформулированные таким образом, что на них проходится отвечать односложно — «да» или «нет». И в ходе беседы, если она затянется, вас любыми правдами и неправдами будут подводить к тому, чтобы вы говорили «да». Запись телефонного разговора можно «обрезать таким образом, что у ваш утвердительный ответ последует после нужного им вопроса. И если вы внезапно пойдете в суд, у аферистов будут доказательства, что вы добровольно согласились на сделку, какой бы она ни была (читайте также: «10 приемов профессионального лжеца (и как на них не попасться)»).
Поэтому никогда не давайте прямых ответов, ни с чем не соглашайтесь и ни в какой ситуации не спешите дать ответ. Особенно, если сомневаетесь в собеседнике.
Сообщения с ошибками
Когда разговор с мошенниками заходит слишком далеко, ждите сообщение со ссылкой. По ней надо перейти на некий сайт банка (чаще всего сайт-двойник) и… расстаться со своими данными! Так вы сами отдаете в руки преступников свои пароли и данные. Но вас именно это сообщение и должно насторожить.
Во-первых, жулики пришлют вам месседж не со знакомого номера банка. Если видите сообщение без предыдущей истории, не открывайте! И, конечно, обращайте внимание на грамматические и стилистические ошибки. У злоумышленников нет грамотных корректоров, которые могут вычитать текст перед отправкой.
И уж тем более не указывайте на их ошибки (тоже, кстати, популярная схема) ответными сообщениями или на подозрительных страницах в социальных сетях. Не перезванивайте на незнакомые номера и не берите трубки, если номер не определяется. Любой вежливый современный человек сначала напишет вам, указав имя, ситуацию, при которой ему стал известен ваш номер или лицо, которое передало ему ваш контакт, и только потом спросит, можно ли вам позвонить.
Мошенники же звонят сразу с нескольких номеров и несколько раз подряд. Так они проверяют, активен ли номер, и в какое время человек снимет трубку.
Как дать отпор телефонным мошенникам: три работающих способа
Во-первых, при первых подозрениях сразу прекратите разговор и блокируйте данный номер. Впрочем, нет никаких гарантий, что вам не позвонят с другого. Во-вторых, попытайтесь искрометно шутить. Разводилы не выносят потока юмора, особенно, когда смеются над ними. Так что они быстро выдают себя с потрохами. И, в-третьих, скажите, что вы прямо сейчас записываете ваш разговор (все звонки на ваш номер записываются), и данная запись будет передана в полицию. Злоумышленники после такого быстро сливаются сами.
Отметим, что сейчас у всех крупных банков есть система сбора информации о мошенниках. Не стесняйтесь передавать данные о звонке, например, через чаты банковских приложений, этим вы обезопасите других людей из группы риска (пожилых, инвалидов и несовершеннолетних), а также позволите ускорить работу полиции, ведь банки сотрудничают с силовыми структурами.
Фото: shutterstock