Мы продолжаем серию публикаций о сложностях выбора, которую выпускаем вместе с маркетплейсом
У директора по маркетингу Алисы Корнеевой три высших образования — и все три раза она оплачивала обучение, поскольку считает такие траты одной из гарантий качества знаний. Фотограф Эмма Григорьева тоже выбрала платное отделение — но немного по другой причине и, если бы обстоятельства сложились иначе, с радостью поступила бы на бюджет. Ведь, по ее мнению, главный фактор — не размер оплаты, а стремление к хорошему результату. В нашем интервью девушки рассказали о своем подходе к получению образования и о том, почему иногда заплатить за него просто необходимо.
Сколько у вас высших образований?
Алиса: У меня три высших образования. Я окончила бакалавриат по экономике в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова, магистратуру по Международному маркетингу в ESC Rennes во Франции и MBA в HULT International Business School в кампусе в Сан-Франциско.
Эмма: У меня диплом МГУ им. Ломоносова, факультета иностранных языков и регионоведения.
Вы учились на бюджете?
Алиса: Нет, все три образования были платными. Каждый раз для меня это был step up — переезд в другой город или страну либо смена курса в профессии.
Эмма: Я училась на платном отделении, для поступления на бюджет не хватило баллов.
Насколько вы довольны результатами обучения?
Алиса: Очень довольна, особенно французским образованием. Помимо того, что я почти с нуля за год выучила новый язык и получила профессию маркетолога, для меня эта страна открыла новую сферу — fashion & luxury ритейла. В школе была шикарная библиотека и безграничный доступ к статьям про люксовый маркетинг, модные бренды и ритейл, которыми я зачитывалась после занятий.
Эмма: Вполне довольна. Хотя для меня учеба в университете была связана с большим стрессом, связанным с переездом семьи из Владивостока в Москву и разводом родителей, поэтому сложно сказать, насколько мне действительно удалось взять максимум из учебы.
Сейчас вы работаете по специальности?
Алиса: Можно так сказать. Я живу в Сан-Франциско и помогаю запускать ювелирный бренд D2C. Так как это стартап и ресурсы ограничены, то, кроме маркетинга, прибавилось много операционных задач: построение интернет-продаж, продвижение товара, налаживание работы клиентского сервиса. Хотя я отношу себя к креативной прослойке и больше люблю придумывать красивые идеи, а не считать конверсии, опыт работы на американском рынке показал, что умение не только придумывать идеи, но и считать их ROI необходимо, чтобы быть успешным маркетологом здесь. Тогда как в России и во Франции все еще играет важную роль эстетика: красивые баннеры, дорогие спецпроекты и brand awareness. Но скоро это изменится.
Эмма: Моя работа связана с фотографией, что не имеет никакого отношения к моей специальности. Так получилось, что для родителей было важно, чтобы я училась в «лучшем вузе страны». Иностранный язык мне давался прекрасно (родители отправляли меня в США на обучение в языковые лагеря), вот и выбрали специальность переводчика, потому что с ней можно и в мир и в пир. На деле оказалось, что почти все выпускницы нашего факультета либо стали ассистентами в крупных компаниях, либо удачно вышли замуж и открыли свой бизнес.
Как думаете, кто должен платить за учебу: родители или сам ребенок?
Алиса: Мне кажется, здорово, если родители могут помочь с первым образованием, чтобы ребенок полностью мог сконцентрироваться на учебе, особенно если это дневное отделение. За границей, кстати, учеба мне показалась гораздо более интенсивной, нежели в Москве. Было ощущение, что прочитать все, что задают, просто физически невозможно. Во Франции мы учились с 8 утра до 5-6 вечера, потом были задания в группе, а потом еще индивидуальная работа. С другой стороны, знаю много успешных ребят, которые сами оплачивали свое образование, брали кредиты по 100-200 тысяч долларов, чтобы учиться в лучших вузах в Стэнфорде и Гарварде. Компенсировали эти вложения большими зарплатами на выходе из университетов.
Эмма: В идеале оплачивать должны родители. Но круто, если у ребенка, помимо учебы, есть возможность параллельно брать оплачиваемые проекты. Как правило, это бывает на последних курсах, когда график более свободный, или во время написания дипломной работы. У меня на четвертом курсе появилась возможность работать переводчиком на выставках, а на пятом я стала полноценно преподавать английский в специализированной языковой школе.
Мобильный маркетплейс Joom придумал, как облегчить сложный выбор в любых вопросах, связанных с покупками. Здесь можно купить все, от модной одежды и
косметики до гаджетов нового поколения. Теперь на Joom есть товары не только из-за границы, но и от российских продавцов (в приложении они отмечены флагом России и иконкой грузовичка).
Доставка товаров от российских продавцов бесплатна при сумме заказа от 2000 рублей, а срок — от одного дня. Получить заказы можно с курьером, в пункте самовывоза или почтовом отделении. Для товаров из-за границы международная доставка всегда бесплатна, а срок доставки на почту — 2-3 недели.
Вы смогли бы взять кредит на обучение в вузе?
Алиса: Не только могла бы, но и взяла кредит на МВА в Америке — посчитала, что возможности, которые мне даст это образования, стоят финансовых рисков. Тем более что у меня как у иностранного студента получилось взять кредит напрямую в США, а проценты там примерно в три раза ниже процентов по кредитам в России.
Эмма: Да, вполне, если нет возможности оплатить обучение, а очень хочется. У меня самой нет такого опыта, да и сейчас не уверена, что вписалась бы в это. Для моей сферы деятельности вполне хватает тех ресурсов, которые можно найти и изучить без огромных вложений. На мой взгляд, в фотографии вообще главное не высшее образование, а бэкграунд, насмотренность, развитие вкуса, личных качеств, души. Ну и практика, конечно же.
Есть ощущение, что сейчас высшее образование никому не нужно: при приеме на работу диплом спрашивают редко, люди все чаще не работают по специальности. Согласны?
Алиса: Полностью согласна. У меня три диплома, но никто никогда про них не спрашивал. Для меня высшее образование — это прежде всего про дисциплину, какие-то базовые знания, нетворкинг и расширение горизонта, но никак не про поиск работы. В Штатах вообще не важно, где ты учился и что написано у тебя в дипломе, тут работа ищется при помощи связей и навыков самопрезентации.
Эмма: Не соглашусь. При найме в крупную международную компанию HR-специалисты всегда обращают внимание на место получения высшего образования (я часто была свидетелем быстрых умозаключений коллеги, которая искала сотрудников в нашу компанию). Вуз, в котором вы учились, сразу говорит о вашем бэкграунде и уровне развития в целом. Да, звучит как стереотип, за который можно осуждать, но на деле часто оказывается правдой. Мне кажется, важно сохранять уважение к системе образования, к культуре нашей страны.
Сейчас многие проходят тренинги, онлайн- и электронные курсы, слушают платные вебинары — все это виды образования. Вы готовы тратиться на такое?
Алиса: Готова, и мне кажется, что за этим будущее образования, я уже не раз слышу истории, когда люди приезжали в Штаты и не могли реализоваться в своей профессии, а денег на полноценное образование не было. И они самостоятельно получали новую профессию, востребованную на рынке, при помощи разных интернет-курсов и при помощи силы воли, мне кажется.
Эмма: Тратиться можно и нужно, ведь вы вкладываете в себя, в свое развитие, в развитие своего дела и повышение уровня профессионализма. В моем случае — онлайн-уроки на Amlab и YouTube, основы фотографии и студийный свет и основные световые схемы в школе Photoplay, консультации и воркшопы у других фотографов. Чувствую, что не хватает знаний и навыков для развития себя как бренда. Планирую заполнить этот пробел.
Специально для читателей Marie Сlaire — промокод для маркетплейса Joom MARIECLAIRE10 на 10%. Действует до 31 декабря 2019 года.
Фото: архивы пресс-служб