Сейчас даже среди старшеклассников так много учеников, которые могут эффективно работать не более 15 минут. Ужасает такая тенденция? Как научить ребенка быть внимательным, чтобы он качественно учился, рассказывает Виктория Ефимова — психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена.
Проблемы с вниманием у ребенка — это то, на что в первую очередь жалуются и родители, и учителя. Не бывает так, чтобы у ребенка полностью отсутствовало внимание. Проблема обычно в том, что оно направлено не туда, куда хочется нам — взрослым. Нам нужно, чтобы ребенок слушал учителя, а он смотрит в окно или вообще куда-то внутрь себя. Почему же дети витают в облаках?
Цифровые технологии действительно меняют степень восприятия информации
По-видимому, часть причин невнимательности связана с изменением нашего образа жизни, которое стало результатом воздействия цифровых технологий (читайте также: Ребенок и гаджет: две вещи (не) совместные?). Изначально мозг человека не был создан для обработки такого огромного потока различных зрительных и слуховых стимулов, с которым сейчас сталкивается каждый человек. Мозг жителей городов буквально захлестывает огромное количество информации. Даже если вы не планируете на нее как-то реагировать, ваш мозг в любом случае это делает. Когда же возникает перегрузка, включаются защитные механизмы мозга: он начинает игнорировать часть информации. Иногда случается так, что на уроке мозг ученика игнорирует как раз голос учителя. Это не удивительно, ведь дети с раннего возраста привыкают к гораздо более ярким и динамичным стимулам. Посмотрите современные мультфильмы, как быстро мелькают кадры, какие яркие картинки. Разве может с этим конкурировать тетенька у доски с монотонным голосом?
Мотивируйте ребенка больше двигаться
Если внимание ребенка не сосредоточено на голосе учителя, то где оно? Часто проблема современных детей заключается в недостаточности развития связей между мозгом и телом. В повседневной жизни дети перегружены слуховой и зрительной информацией, но при этом им явно не хватает информации от тела. Рецепторы, которые находятся в коже, мышцах, суставах, в вестибулярном аппарате получают стимуляцию во время движения. Для нормального развития ребенка важно, чтобы не менее трех часов в день он активно двигался — бегал, прыгал, играл на детской площадке (читайте также: Крик о помощи: 5 «плохих» поступков ребенка, которые на самом деле говорят о недостатке внимания).
Чтобы развивать внимание, важно двигаться
Есть такой секрет: чтобы ребенок научился спокойно сидеть на уроке, он сначала должен научиться эффективно двигаться. В противном случае вы получаете ученика, мозг которого тратит все ресурсы на то, чтобы сохранять неподвижность во время урока. Дети, которые «стекают» на стол, раскачиваются на стуле, бесконечно ерзают — это ученики, которым не хватает движения, для того чтобы быть внимательными и эффективно учиться. Кстати, и среди взрослых людей много тех, кому лучше думается во время пробежки или прогулки. Но что делать детям? Во время урока нельзя ходить по классу.
Развивайте слуховой опыт ребенка
Еще одна причина невнимательности современных учеников — трудности в восприятии слуховой информации. С одной стороны, они могут быть вызваны особенностями развития нервной системы, с другой — элементарным отсутствием слухового опыта. Сейчас многие родители не поют детям песни и не читают книги. Подготовка к школе не должна сводиться к обучению чтению и счету. Очень важно научить ребенка слушать другого человека и анализировать информацию (читайте также: Что такое «правило первых трех минут» и почему его нужно знать всем родителям).
Безусловно, невнимательность связана с теми или иными особенностями в работе мозга. Но мозг ребенка пластичен, формирование внутренних связей и даже анатомия мозга зависят от того, чем занимается ребенок, что смотрит, что слушает, насколько много или мало двигается.
Что же делать? По-видимому придется или перестраивать все обучение с учетом того, что 45 минут дети не выдерживают или серьезно задуматься об изменении образа жизни.
Психофизиолог, доктор психологических наук, руководитель детской неврологической клиники «Прогноз» и центра «Логопрогноз», доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена
Фото: Adobe Stock