Все мы очень разные. Получая информацию из окружающего мира, каждый обрабатывает ее по-своему, формируя собственное мнение о предметах и явлениях. И все же в механизмах нашего мышления можно обнаружить нечто общее. Существуют ли способы для того, чтобы найти общий язык с любым типом людей? Эксперт по коммуникациям и продвижению, руководитель пиар-агентства «Люди», преподаватель PR и коммуникаций в Институте бизнеса и дизайна (B&D) Дарья Осипова рассказывает о типах мышления и способах продуктивного общения с разными людьми.
Почему люди мыслят по-разному?
Для принятия решений человек прибегает к определенному набору интеллектуальных навыков и приемов. Они закладываются еще в детстве и продолжают развиваться всю жизнь под влиянием характера, опыта, среды и других факторов. Различные поведенческие характеристики и стратегии мышления используются для достижения разных целей.
В реальности не получается пользоваться только одним стилем мышления. На фоне доминирующего остальные также проявляются в разной степени. В некоторых ситуациях типы мышления могут конфликтовать или сотрудничать: многое зависит от вектора их применения.
Чем большим количеством стилей мышления владеет человек, тем более успешным он оказывается в жизни. Любой из нас может расти и совершенствоваться, развивая ум и осваивая новые стратегии. Понимая, какие вообще существуют типы мышления и научившись их миксовать в зависимости от ситуации, можно улучшить результаты в карьере, личной жизни, саморазвитии и отношении с людьми.
Синтезаторы (синтетический стиль мышления)
Под термином «синтезирование» скрывается процесс создания чего-то нового, оригинальной идеи, предмета, технологического решения. Чаще новое возникает в результате комбинирования уже имеющихся элементов с несовместимыми или противоположными качествами.
Люди с синтетическим типом мышления креативны. Девиз синтезаторов — «А что, если…», они всегда готовы к интеллектуальным экспериментам, в чем-то похожи на детей (читайте также: Как развить творческие способности у ребенка: 4 проверенные методики).
Как общаться: синтезаторы — люди настроения. Для общения с ними нужно вдохновение и соответствующая атмосфера. Люди с синтетическим типом мышления часто выбирают свободный график работы и фриланс: им не подходит офисный режим.
Яркий представитель в профессиях: дизайнер. Специалисты этой области любят творить и создавать оригинальные концепции и модели. Они постоянно учатся, осваивают новые методы, предлагая необычное решение проблемы на основании уже имеющихся элементов. В последнее время появился такой термин, как дизайн-мышление. Так называют креативный подход, в котором задействованы возможности, упускаемые при традиционном взгляде на ситуацию.
Идеалисты (идеалистический тип мышления)
Такие люди склонны к ассоциациям и обладают широким взглядом на происходящее. Они прислушиваются к интуиции, не стремятся анализировать факты или прибегать к логическим умозаключениям. Идеалистам интересны мотивы и ценности других людей, они прекрасно формулируют собственные и чужие цели, открыты для новых предложений и идей и всегда стараются помочь.
Но соответствовать их стандартам и запросам крайне трудно: идеалисты предъявляют повышенные требования к окружающим. Из-за установленной высокой планки они часто разочаровываются. Но нередко достигают профессионализма там, где базовыми факторами являются чувства, эмоции, ценности.
Как общаться: не стоит пытаться соответствовать стандартам этих людей: эта планка все равно останется недостижимой. В рабочей обстановке необходимо чаще спрашивать, что их беспокоит, поддерживать, хвалить за любые, даже мелкие успехи, откликаться на эмоции, и они станут для вас надежной опорой.
Яркий представитель в профессиях: журналист. Представители этой профессии общительны и коммуникабельны. Они тонко чувствуют других людей, без чего невозможно проникнуться ситуацией и выгодно преподнести ее читателям. Но журналистам нередко свойственен перфекционизм. Они готовы на многое ради редкого материала, а в работе часто предъявляют к себе и своим коллегам высокие требования.
Аналитики (аналитический стиль мышления)
В общении эти люди осторожны, компетентны, всегда обладают нужными данными, глубоко вникают в проблемы и ищут оптимальные пути их решения. Они не жалеют времени для поиска нужной информации, большое внимание уделяют логическим умозаключениям с акцентом на детали.
Люди с аналитическим стилем мышления разговаривают на языке цифр и медиапланов, просчитывая каждый шаг. В бизнесе они ставят прибыль во главу угла, не питая иллюзий. Если дело не окупает инвестиции, то и браться за него, с точки зрения аналитиков, нет смысла (читайте также: Энергетика денег: 5 секретов, которые знают только обеспеченные люди).
Как общаться: лучший способ — представлять доказательства своей правоты в цифрах. Никакие эмоции на таких людей не действуют. В общении нужно оперировать только фактами.
Яркий представитель в профессиях: маркетолог. Специалисты в этой области умеют рассчитать доходность и убыточность бизнеса или отдельной бизнес-стратегии. Профессиональные действия они основывают исключительно на фактах, статистике и их анализе.
Прагматики (прагматический стиль мышления)
Прагматики — гибкие адаптивные люди с эмпатией и отличными навыками общения. Они способны сопереживать, но и сами нуждаются в поддержке и понимании. Их стиль мышления больше похож на научный, но в тоже время они умеют манипулировать ситуацией и чувствами людей в свою пользу. Наряду с креативной и эмоциональной составляющей для них важна систематизация.
Как общаться: ваши слова должны подтверждаться делом. Решать проблемы лучше опытным путем или оперируя фактами.
Яркий представитель в профессиях: пиарщик. Он обладает изрядной долей любопытства и умеет мыслить стратегически. Наряду с коммуникабельностью и креативностью, пиарщик умеет быстро ориентироваться в ситуации, спокоен, способен без паники проанализировать бедственное положение клиента и предложить адекватное решение.
Реалисты (реалистичный стиль мышления)
Для реалистов значимы только факты. Настоящее для них — то, что видимо и осязаемо. Они пытаются изменить ситуацию, чтобы достичь цели. Реалисты стараются жить в балансе и не впадать в крайности.
Как общаться: лучший способ общения — через «Я-сообщения», например, «я чувствую, что ты несправедливо ко мне относишься». Неплохо будет подключить язык чувств: «я ощущаю, что…».
Яркий представитель в профессиях: психолог. Он умеет слушать и задавать вопросы, относясь к окружающим беспристрастно и с уважением.
Психологи уверены в себе, но при этом не принижают других. Они способны рассуждать о чужих проблемах, используя научные формулировки и помогая своим пациентам справиться со сложившейся ситуацией в реальности.
Эксперт по коммуникациям, руководитель PR-агентства, создатель «Школы пиарщика».
Фото: Getty Images