Самый обсуждаемый громкий флешмоб #10yearschallenge взорвал все мировое интернет-сообщество от мала до велика. В нем приняли участие звезды кино и шоу-бизнеса, музыканты, политики, известные бизнесмены и журналисты, обычные люди разного возраста, которые с гордостью публиковали в социальных сетях фотографии, сделанные сейчас и десять лет назад. Мадонна, Энн Хетэуэй, Риз Уизерспун, Леди Гага, Джанет Джексон, Валерия, Полина Гагарина, Филипп Киркоров.
Парадокс – каждый участник челленджа нисколько не изменился за десять лет, наоборот – практически все, спустя годы, стали выглядеть моложе и красивее. Сам герой одноименной картины Дэвида Финчера Бенджамин Батон позавидовал бы массовому повороту жизни вспять. В чем секрет обратного преображения и почему флешмобы стали невероятно популярны в последнее время, Marie Claire рассказали клинический психолог Люция Сулейманова и пластический хирург Андрей Ворошкевич.
Понятие флешмоб (от англ. «flash mob») трактуется как «мгновенная толпа». Изначально тема флешмоба обсуждалась участниками в интернете, там же они договаривались о месте его проведения. Выглядело действо, как спланированная массовая акция, в которой группа людей выполняла заранее согласованные действия и после расходилась. В век высоких технологий и цифровых коммуникаций флешмобы полностью перекочевали в социальные сети и успешно внедрились в коллективный разум. Что там тысячи единомышленников на улице того или иного города, когда с помощью мониторов компьютеров и экранов гаджетов можно за считанные часы собрать миллионы по всему миру!
Кстати, о гаджетах. Андрей Ворошкевич именно им приписывает успех челленджа #10yearschallenge. «То, что люди сейчас стали выглядеть лучше, чем десять или двадцать лет назад, некоторым образом связано с работой компаний, выпускающих сотовые телефоны с ультрасовременными камерами, качество которых не уступает некоторым профессиональным фотоаппаратам. Теперь есть возможность не только сфотографировать себя с нужного ракурса в выгодном свете, но и мгновенно отфильтровать снимок, жестоко расправившись с любыми внешними недостатками, в том числе, возрастными и предстать во всей красе. Впрочем, стремительное развитие бьюти-индустрии тоже нельзя сбрасывать со счетов. Наша отрасль работает во все лопатки, мы теперь можем улучшать лица и тела в любом возрасте быстро и без длительной реабилитации», ─ говорит эксперт.
Словам коллеги вторит Люция Сулейманова. По мнению эксперта, ажиотаж вокруг омоложения не только не прекращается, но и набирает обороты, что, кстати, отчасти подтверждает и засилье челленджей с флешбэками в интернете. «Тема вечной молодости сейчас, как никогда, актуальна, – рассказывает психолог. – А когда в какой-то проект, в данном случае в себя, вкладывается много сил и денег, хочется чтобы старания оценили как можно больше людей. Женщины жаждут получить высокую оценку от мужчин и убедиться в том, что они круче, чем другие представительницы прекрасного пола. Мы все сейчас зациклены на достижениях, поэтому у каждого есть желание достичь определенного успеха. Учитывая, что большая часть респондентов того же флешмоба #10yearschallenge выглядят значительно привлекательнее, чем десять лет назад, для них участие – это во всех отношениях комплиментарный процесс. Он дает приятное ощущение позитивного стресса, когда ты сначала волнуешься, а потом, получая большое количество лайков и приятных комментариев, понимаешь, что всех обогнал» («Не верь глазам: почему мы притворяемся счастливыми в соцсетях»).
Впрочем, эффект толпы никто не отменял, поэтому поклонниками некоторых челленджей движут не только эгоистические соображения, но и желание приобщиться к чему-то грандиозному и социально значимому, а порой и по-настоящему острому, почувствовать себя частью механизма («Почему мы всегда боимся что-то упустить, Или как FOMO стал боязнью XXI века»). Взять хотя бы общемировое сочувствие редакции французского сатирического журнала «Charlie Hebdo» и слоган #JesuisCharlie траурного флешмоба, ставшего символом осуждения террористов, напавших на издание. В результате атаки погибли 12 сотрудников. Флешмоб охватил все социальные сети и лидировал две недели. По соответствующему тегу в ленте новостей Facebook (запрещенная в России экстремистская организация) пользователи узнавали о ситуации в Париже и выражали свою скорбь. Эта акция побудила все мировое интернет-сообщество задуматься о собственной безопасности и нависшей угрозе. Словом, флешмобы и челленджи носят не только развлекательный характер. В том числе, подобные акции помогают собрать необходимые суммы и для лечения серьезных заболеваний.
Однако у массовых интернет-акций есть и противники, они утверждают, что флешмобы и челленджи таят в себе коварные подводные камни, которых стоит опасаться. Специалисты по кибербезопасности утверждают, что таким образом спецслужбы собирают досье на каждого жителя планеты и создают глобальные базы данных. А некоторые особо подозрительные пользователи вообще считают подобные развлечения в сети хорошим подспорьем для развития искусственного интеллекта, который, по их мнению, когда-то поработит все человечество. Так ли это? Посмотрим через #10лет.
Эксперты:
практикующий психотерапевт, кандидат психологических наук, эксперт Первого и других телевизионных и радиоканалов, эксперт Forbes, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, автор и ведущая тренингов «Встань и иди», «Ловушки любви», «Жизнь после предательства», «Секс, гормоны и рок-н-ролл».Личный сайт автора: luciasuleimanova.ru
Личный сайт– кандидат медицинских наук, пластический хирург. Заведующий отделением пластической хирургии клиники «Биос» на базе ЦКБ гражданской авиации г. Москва. Доцент кафедры пластической хирургии ФПК МР РУДН. Проводит сертификационный курс для хирургов по специальности «Пластическая хирургия». С 2009 сертифицированный тренер Coapt Systems Inc. (Пало Альто , Калифорния, США) по методам фиксации в эстетической хирургии лица.
Фото: Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)