Пандемия, природные катастрофы, политические и военные конфликты — этот год побил рекорд по потрясениям на десятилетия вперед. Но одна вещь остается в сфере нашего контроля во все времена — это отношение к жизненным обстоятельствам и людям вокруг нас. Я уверена, что сейчас, как никогда прежде, нам важно объединяться, чтобы преодолеть трудности. И просто жизненно необходимо учиться слышать друг друга. Мир прекрасен в своем разнообразии, и умение выделиться, нестандартный подход давно ценятся в творчестве и бизнесе.
Однако принятие непохожести в обществе резко заканчивается, когда речь заходит об инвалидности или нарушениях развития. Этой осенью в российском Интернете возобновилась дискуссия о праве детей с особенностями учиться в общеобразовательных школах. Казалось бы, закону об инклюзивном образовании уже 7 лет, последние 5 лет люди с синдромом Дауна и другими нарушениями развития активно появляются на нашем телевидении (помните клип Димы Билана «Не молчи» или Данилу Плужникова в «Голосе»?), а в этом году Россия даже выиграла право на проведение Специальной Олимпиады в 2022 году! И при этом снова мы откатываемся на годы назад, возвращаясь к вопросу, а нужна ли нам настоящая инклюзия?
Родителям обычных детей кажется, что если кто-то с особыми потребностями придет туда, где учится их ребенок, значит, у их ребенка что-то отберут. Зачастую этот страх превалирует над здравым смыслом.
Как сестра девушки с нарушениями в развитии я знала ответ на этот вопрос еще в детстве. Знала в тот момент, когда не могла пойти с Оксаной на детскую площадку, когда не могла учиться с ней в школе, не могла разделить радость элементарного совместного похода в кино. Я уже тогда знала, что общество готово меня воспринимать только в отдельности от родного мне человека, а находясь рядом с Оксаной, я автоматически превращалась в изгоя. И также я знала, что показывать пальцем на людей, непохожих на тебя, – это не решение проблемы. Но как сделать так, чтобы это поняли и другие?
Люди всегда боятся незнакомого, и развенчание мифов о ментальных и физических особенностях – это огромная часть процесса построения инклюзии. Сегодня этим занимается множество родительских объединений и благотворительных организаций, включая наш Фонд помощи детям «Обнаженные сердца», который создал целый онлайн ресурс nakedheart.online. Но одним информированием проблему не решить. Вся работа помогающих организаций будет бессмысленна, если общество также не начнет обращать внимание на людей с инвалидностью. Людям надо принять, что человек с особенностями имеет ровно такие же права, которые есть у всех людей. К сожалению, многие испытывают страх утраты доступа к ресурсам. Например, родителям обычных детей кажется, что если кто-то с особыми потребностями придет туда, где учится их ребенок, значит, у их ребенка что-то отберут. Зачастую этот страх превалирует над здравым смыслом. Но ведь весь международный опыт показывает, что от инклюзии в системе образования выигрывают все участники процесса.
Я надеюсь, что этот сложный год поможет людям понять, что если им чего-то не хватает, то не стоит отбирать это у слабого. Лучше объединиться, чтобы дополнительные ресурсы появились и у вас, и у тех, кто находится в более уязвимом положении. Ведь если в школе действительно есть инклюзия, то там хорошо всем детям.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация) @natasupernova