Почему семидесятый?
У Каннского фестиваля была непростая молодость. Он был задуман еще в 1939 году, программа была составлена, фильмы отобраны, а приглашенные приехали. Но утром в день открытия фестиваля Гитлер вторгся в Польшу, и Франция объявила всеобщую мобилизацию. Фестиваль был отменен после показа всего лишь одного фильма. Тем не менее, этой первой ласточке было решено присвоить порядковый номер «один».
70-й международный Каннский кинофестиваль пройдет в 2017 году с 17 по 28 мая
Идея проведения кинофестиваля пережила Вторую мировую войну, и 20 сентября 1946 года « 71 год назад ─ состоялся формально второй (а по сути – первый) Каннский фестиваль. Сначала мероприятию катастрофически не хватало спонсоров (именно поэтому в 1948 и 1950 годах фестиваль не проводился ─ не было денег). Но начиная с 1951 года, праздник кино в Каннах наконец-то получил статус ежегодного. Отсюда такая мудреная арифметика и несовпадение почтенного возраста Каннского фестиваля с нумерацией.
Клаудиа Кардинале на плакате
Каждый год за несколько месяцев до открытия фестиваль представляет постер, который будет отображать дух мероприятия. В последние годы в качестве фотографий для постеров выбирались кадры из ранее номинированных фильмов или винтажные изображения. Так будет и теперь: на официальном плакате 70-го Каннского кинофестиваля изображена итальянская актриса Клаудия Кардинале. На фото (Рим, 1959 год) она запечатлена в счастливом прыжке в теплый летний день. Постер вызвал определенный резонанс, особенно в социальных сетях. Если сравнить кадры 1959 года и «официальный» плакат, то видно, что фото было довольно сильно отретушировано – талию, изгиб бедра и ноги актрисы значительно уменьшили. Несмотря на громкую негативную критику и обвинение фестиваля в «диктатуре худобы», сама Клаудия отнеслась к ретуши очень спокойно. Она сказала, что польщена таким вниманием и считает за честь выбор ее фото для фестивального постера и подчеркнула, что, являясь убежденной феминисткой, она не считает, работу ретушера оскорблением женского тела.
Альмодовар в жюри
Основная конкурсная программа фестиваля является самым престижным состязанием. Ее жюри, включающее в себя международных актеров, критиков и режиссеров, вручает высшую награду фестиваля – «Золотую пальмовую ветвь». Приз в нынешнем виде бы учрежден лишь в 1955 году, а до этого победителям фестиваля вручали Гран-При.
В этом году состав жюри фестиваля превзошел все ожидания. Тут и завсегдатай Канн сценарист и режиссер Педро Альмодовар (он, кстати, стал первым испанцем, удостоенным этой чести), и французские актриса Аньес Жауи и композитор Габриель Яре, и китайская актриса Фань Бинбин, и американские актеры и продюсеры Джессика Честейн и Уилл Смитт. Жюри также почтили своим присутствием знаменитые режиссеры Паоло Соррентино, Парк Чан-вук и Марен Аде. Американская актриса Ума Турман возглавит жюри конкурса «Особый взгляд», отмечающего креативность деталей кинопроизводства.
«Твин Пикс» Линча
Во время фестиваля проходит очень насыщенная внеконкурсная программа, фильмы которой хоть и не номинированы, но всегда считаются достойными представления. В этом году, к примеру, сенсацией обещает стать премьера двух новых серий продолжения культового сериала Дэвида Линча «Твин Пикс». Официально новый сезон стартует на американском канале Showtime 21 мая, однако Линч решил привезти первые два эпизода в Канны для просмотра в кругу коллег. Красная дорожка с режиссером и знаменитыми актерами сериала обещает стать одним из наиболее любопытных событий 70-го фестиваля.
Уже сейчас говорят, что премьеры сериальных эпизодов – это только начало. Коль уж Канны впервые включили такие показы в программу, этот жанр уверенно заявит о себе на фестивале и ─ кто знает? ─ когда-нибудь даже войдет в основную программу.
«Нелюбовь» Андрея Звягинцева
Открывать фестиваль в этом году будет лента французского режиссера Арно Деплешена «Призраки Исмаэля». По красной дорожке пройдутся звезды французского кино ─ Шарлотта Генсбур, Марион Котийяр и Луи Гаррель.
Что касается основного конкурса, в этом году там не найти новых имен. Возвращающийся спустя пять лет Михаэль Ханеке представит картину «Хеппи-энд», рассказывающую о буржуазии и миграционном кризисе современности (в случае победы он может стать первым в мире режиссером, трижды получавшим высшую награду Каннского фестиваля).
Одной из главных картин фестиваля может стать фильм нашего Андрея Звягинцева «Нелюбовь», показывающий переживания ребенка во время развода родителей. Интересно, что режиссер трижды ездил на фестиваль, и каждый раз получал награду (за лучший сценарий и призы жюри в категории «Особый взгляд»). В рограмме также представлен фильм украинского режиссера Сергея Лозницы «Кроткая» ─ современная адаптация одноименного рассказа Достоевского.
Драму «Мир, полный чудес», экранизацию одноименного романа Брайана Слезника, представит режиссер Тодд Хейнс. В фильме с Джулианной Мур и Мишель Уильямс действие происходит в двух временных отрезках – в 1920-х и 1970-х.
Интригующей премьерой обещает стать картина «Напалм»: фильм 91-летнего документалиста Клода Ланцмана расскажет про неизвестную и загадочную Северную Корею.
Самый яркий кинематографический представитель «новой греческой волны», режиссер Йоргос Лантимос привезет во Францию драму «Убийство священного оленя», повествующую об успешном хирурге, усыновляющем подростка. Он представит свой новый фильм в Каннах после триумфального получения в прошлом году Приза жюри за фильм «Лобстер».
Наконец, вновь в Канны возвращается София Коппола со своей картиной «Роковое искушение». В фильме показана жизнь закрытого женского пансиона в годы Войны Севера и Юга. В главных ролях ─ Колин Фаррелл, Эль Фаннинг, Кирстен Данст и Николь Кидман.
«Королева» Николь Кидман
«Королева Канн 2017» ─ этим неофициальным званием международная пресса уже успела наградить актрису Николь Кидман. В этом году она будет представлять целых четыре картины ─ и в основной конкурсной программе, и в специальных показах. Помимо фильмов Копполы и Лантимоса, актриса представит «Как разговаривать с девушками на вечеринках» Джона Кэмерона Митчелла и первые эпизоды второго сезона сериала «Вершина озера» Джейн Кэмпион, первой женщины-режиссера обладательницы «Золотой пальмовой ветви».
А еще... Иньярриту, Джилленхол и Стюарт
Интересным моментом в этом году стало включение в программу фестиваля картин, спродюсированных студиями онлайн-кинотеатров Netflix и Amazon. Онлайн-ресурс Netflix, обычно проводящий эксклюзивные премьеры на собственном сайте, представит сразу две картины в рамках основного конкурса фестиваля: ими станут южнокорейская «Окча» Пона Джун-хо с Тильдой Суинтон и Джейком Джилленхолом в главных ролях и трагикомедия «Истории семьи Мейровиц» Ноа Баумбака с Адамом Сендлером, Беном Стиллером, Эммой Томпсон и Дастином Хоффманом. Amazon покажет фильмы «Мир, полный чудес» и «Ты никогда здесь не был».
Наконец, виртуальная реальность достигла Лазурного побережья: в этом году оскороносный режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту покажет здесь свою короткометражку Carne y arena. Снятая в формате VR оператором Эммануэлем Любецки, она станет первой работой такого плана, представленной в Каннах.
70-й Каннский фестиваль будет рекордным по количеству фильмов, представленных женщинами-режиссерами: всего таких картин 12, три из которых вошли в основную программу, а еще четыре покажут в категории «Особый взгляд» (из них три – первые режиссерские пробы). Дебютов в этом году будет много ─ и не только в основных категориях. Свои короткометражки покажут 80-летняя Ванесса Рэдгрейв («Морская печаль») и 27-летняя Кристен Стюарт («Идем плавать»).
Другое кино
Самым неожиданным «козырем» юбилейного фестиваля стало отсутствие фильмов крупных голливудских студий. Режиссеры-завсегдатаи Канн – Стивен Спилберг, Клинт Иствуд, Вуди Аллен и другие ─ на этот раз не проведут здесь свои премьерные показы. Да, в Каннах побывает немало американцев, но все они ─ в основном те, кто раньше и не мечтал об участии в конкурсе (или даже о приглашении на фестиваль). Так очередной фильм Софии Копполы, к примеру, попал в основную программу кинофестиваля впервые, спустя одиннадцать лет, прошедших с участия ее противоречивой «Марии-Антуанетты» в 2006-м. Все это придает конкурсу особую атмосферу независимого кинематографа.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб