Некоторые предметы из прошлого насколько уникальны, что иногда даже сложно догадаться, для чего они использовались. Особенно это касается украшений: кулоны, кольца и браслеты, изготовленные много веков назад, сильно отличаются от тех, что мы привыкли носить сегодня.
Одни из самых необычных изделий были придуманы в эпоху Возрождения, когда ювелирное искусство достигло своего апогея. Тогда украшения считались нечто большим, чем просто дополнением к образу. Они несли в себе тайное значение, а иногда даже служили секретным хранилищем, в котором хозяйка или хозяин скрывали что-то совершенно секретное. Мы выделили несколько ювелирных шедевров с интересной историей, рассматривать которые хочется часами.
Медальон с секретным отделением для яда
Кольца и медальоны с отсеками для отравы появились в Европе в раннем Средневековье, прибыв по Великому шелковому пути из Индии и Дальнего востока. Изначально эти украшения задумывались как небольшие хранилища для священных реликвий, мощей святых, записок или миниатюрных портретов.
Однако в руках монархов украшения быстро обрели второе, менее благородное предназначение: в кольцах и кулонах с секретом внутри стали переносить яд. Это был предмет, без которого было не выжить среди дворцовых интриг и заговоров в эпоху Возрождения, когда в измене и предательстве подозревали всех и каждого (читайте также: Ядовитые кольца клана Борджиа: смертельно опасные украшения эпохи Возрождения).
Медальон выше, например, был изготовлен в середине XV века во Франции. Ювелир сделал дверцу незаметной, благодаря чему было невозможно догадаться о том, что кулон открывается. Медальон не просто открывался, но еще и скрывал в себе довольно глубокое отверстие, в которое можно было легко налить яд. А потом, в разгар бала или пиршества, незаметно подлить его своему врагу. К слову, золотое украшение с рубином может приобрести любой желающий: владелец продает его за $4000.
Камея с эпизодом из греко-римской истории
Невероятная камея неизвестного итальянского ювелира по сей день продается на аукционе за $228,500. Это кулон внушительных размеров, который был изготовлен в эпоху Позднего Возрождения. Украшение представляет собой сцену жертвоприношения, вдохновленную греко-римской историей. Центральный алтарь окружен двумя фигурами, готовящимися принести в жертву барана. В левом углу стоит человек в львиной шкуре, трубящий в рог.
Невозможно не отметить мастерство резчика, блестяще использовавшего естественные слои камня, чтобы добиться иллюзии теней и мускулатуры на фигурах. На обратной стороне представлено ниелло, состоящее из двух фигур древнеримских богов. А детали цепочки и вовсе можно перечислять бесконечно — там есть и жемчуг, и эмаль, и россыпь драгоценных камней.
Предполагается, что обладателем ювелирного шедевра являлся кто-то из правящей династии — этим можно объяснить дороговизну и отличное состояние, в котором сохранилась камея (читайте также: Война сестер Крочиани: как итальянская династия делит деньги, драгоценности и титулы). Интересно, что продавец данного украшения предпочитает оставаться анонимным: известно, что он проживает в США и является большим поклонником антиквариата.
Кулон в виде раскрывающейся звезды с иконами
Испанский ренессанс связан с пан-европейским Ренессансом, зародившемся в Италии в XV веке. Тем не менее, между двумя схожими культурами просматривалась существенная разница — в основном это касалось религиозных вопросов. Несмотря на то, что обе страны придерживались католицизма, церкви, ритуалы и даже одежда с украшениями сильно отличались друг от друга. Если в Италии верующие признавали в качестве украшений кресты, то в Испании больше почитали иконки.
Украшение выше — испанский кулон-фонарь, раскрывающийся в форме звезды. Каждая грань украшения хранит в себе миниатюру того или иного святого, начиная от св. Екатерины и заканчивая св. Домиником. Само украшение выполнено из золота, а лики святых были нарисованы с помощью эмали. Несколько лет назад украшение неизвестного ювелира было продано на аукционе за $25,000 (читайте также: 6 самых странных вещей королевских особ, проданных на аукционах — а вы бы такое купили?).
Слезница, или сосуд для слез
Первые слезницы использовались в Древнем Риме. Когда организовывались похороны, римляне нанимали плакальщиц: они подносили маленькие сосуды к глазам и собирали свои слезы. После этого слезницу ставили в могилу — таким образом родственники отдавали дань усопшему. Сосуды специально изготавливались без крышек — слезы должны были испаряться одновременно с телом покойника.
Существует легенда о том, что впоследствии слезницы использовались американскими солдатами в период гражданской войны: жены собирали в сосуд слезы и давали своим возлюбленным перед тем, как проводить их на фронт. Эта версия использования слезницы до сих пор вызывает споры, однако в карманах некоторых солдат действительно было найдено несколько похожих сосудов.
Свое третье рождение получили эти предметы в 19 столетии в Англии в период царствования королевы Виктории (читайте также: 7 покушений на королеву Викторию, которые едва не закончились трагедией). В ту эпоху слезницами пользовались лишь вдовы, оплакивающие своих мужей. Все накопленные слезы женщины выливали на могилы усопших, повторяя римскую традицию.
Серьги с древними божествами
Пока Европа грязла в бесконечных войнах и болезнях, страны неизведанной Южной Америки продолжали развиваться — это подтверждали первые археологи, проводившие раскопки в тех землях. Помимо предметов древнего быта и инструментов для земледелия, в Парагвае, Эквадоре и других государствах дальнего материка часто находили необычные ювелирные изделия, которые по своей замысловатости превосходили даже украшения из Европы.
В качестве примера можно рассмотреть серьги на снимках выше, которые больше похожи на маленькие люстры. Серьги из разных комплектов, но обе были найдены в Непале. Модель справа сделана червонного золота: голубое ниелло в виде синего божества Вишну свидетельствует об индийском происхождении украшения (читайте также: Драгоценная Индия: ювелирные традиции одной из самых загадочных стран мира).
Серьга слева была сделана с изображением четырехрукого Вишну, сидящего верхом на мифической птице Гаруде с нагами (змеебожествами). Эти серьги весят около 800 грамм, и вопрос о том, кто носил их на постоянной основе, до сих пор остается загадкой для историков.
Фото: Getty Images, архивы пресс-служб, соцсети