Больше номинаций Американская кинопремия не давала еще никому за всю свою историю. 14 – это рекордное число, столько же было только у культовых картин «Титаник» (1997) и «Все о Еве» (1950). То есть последний раз такое схожее по масштабу событие в истории премии произошло 20 лет назад! Разбираемся, в чем его феномен «Ла-Ла Ленда», почему мюзикл стал кинотриумфом года и каковы его шансы заполучить заветные статуэтки.
Страна грез, жизнь фантазиями и уход от реальности – именно такой смысл заключен в идиоме «Ла-Ла Ленд». А еще этим прозвищем называют город мечты Лос-Анджелес, где разворачиваются события киноленты. На церемонии вручения наград «Золотой глобус» Эмма Стоун произнесла, что «этот фильм посвящен мечтателям». А режиссер, получая заветную награду, обратился к Райану и Эмме со словами: «Вы буквально исполнили мечту на съемочной площадке».
Однако сказка не закончилась и после съемок и выхода фильма в мировой прокат. 32-летний Дэмьен Шазелл получил «Золотой глобус» за лучший сценарий, став при этом самым молодым режиссером в истории американской премии, удостоенным почетной награды (а теперь имеет все шансы повторить такой же успех уже на церемонии Американской киноакадемии). Картину номинировали еще на 11 (опять-таки, рекордных) наград Британской академии кино и телевизионного искусства. И, ко всему прочему, «Ла-Ла Ленд» – главная интрига грядущего «Оскара». Чем не сказка, воплотившаяся наяву?
При этом романтичной ленте далеко не со старта подготовки пророчили такой феноменальный успех. Особенно если учитывать, что жанр картины – мюзикл, а от него никогда не ждут чего-то сверхгениального.
Этот фильм мог быть совсем о другом
«Ла-Ла Ленд» – это история о начинающей талантливой актрисе Мии и прирожденном джазовом музыканте Себастьяне, которые встречаются, влюбляются и вместе несмотря ни на что пытаются идти к своей мечте.
Идею своего мюзикла Дэмьен Шазелл вынашивал еще с университетской скамьи. Через тернии к звездам ныне успешный сценарист, режиссер, оператор и продюсер в одном лице стремился так же, как и его герои. Дело в том, что продюсерские компании не горели желанием финансировать работу тогда еще малоизвестного режиссера, тем более в умирающем формате мюзикла. Как условие для вложений, Шазелла настойчиво просили сделать из джазового музыканта рок-звезду, полностью изменить начало и конец сценария фильма, отредактировать некоторые сцены, а какие-то и вовсе исключить. Но Шазелл наотрез отказаться. Отложил сценарий в долгий ящик, занялся другими проектами и попутно ждал подходящего случая и времени.
Больше 10-ти лет потребовалось режиссеру «Одержимости», чтобы реализовать свой сценарий так, каким он его видел еще в середине нулевых. Такое упорство, конечно, вознаграждается, и теперь трудоемкая работа собирает заслуженные лавры, в числе которых – заветные номинации на главную кинопремию в мире.
Не те актеры
Мечтательную Мию в картине сыграла блистательная Эмма Стоун, известная своими ролями в таких культовых фильмах, как «Бердмен», «Прислуга» и «Новый Человек-паук». Но интересно, что предназначали эту роль вовсе не Стоун: на роль Мии утвердили британку Эмму Уотсон, но она в решающий момент предпочла изменить выбор в пользу ленты «Красавица и чудовище» (ремейк диснеевской сказки), по совпадению, тоже мюзикла, который выйдет на широкие экраны в России в марте.
Забавное совпадение: Гослинг, наоборот, отказался от роли в «Красавице и чудовище» (хотя его кандидатура тоже уже была утверждена) в угоду как раз таки «Ла-Ла Ленду». Актер занял место Майлза Теллера, звезды молодежной франшизы «Бегущий в лабиринте», об истинных причинах отказа которого широкой общественности до сих пор неизвестно.
При этом поклонникам Майлза Теллера долго грустить не придется: 2 февраля в российский прокат выходит картина «Пазманский дьявол» режиссера Мартина Скорсезе.
Поклонники до сих пор недоумевают, почему именно этот дуэт был в глазах Шазелла многообещающим. В сети не утихают споры, зрители упражняются в остроумии и делают так называемые фотожабы, подтверждая ими свои утверждения, что именно без Райана Гослинга и Эммы Стоун картина потеряла бы все свое обаяние (безоговорочное подтверждение тому – номинации за лучший сценарий и лучшие женская и мужская роли). И действительно, для Райана и Эммы это уже 3-я совместная работа, и актеры плюс ко всему уже играли возлюбленных. Так, однажды героиня Эммы обращается к Себастьяну: «Удивительно, почему мы с тобой постоянно сталкиваемся». Забавно, но это выглядит как отсылка к отношениям двух актеров в реальной жизни, тандему, пережившему время и вылившемуся в крепкую дружбу за пределами съемочных площадок, и постоянным совместным картинам даже тогда, когда роли отданы совсем другим людям.
Винтажные образы и гламурные наряды
Несмотря на то что на дворе «Ла-Ла Ленда» – наше время, стиль Мии отсылает нас к предыдущим эпохам. Джинсовые юбки, хлопковые, шифоновые платья А-силуэта длиной ниже колена, туфли-лодочки с круглым носом на устойчивом каблуке завершают лаконичные образы в винтажном стиле. В общем, Мэри Зофрис, художницу по костюмам, номинировали на «Оскар» заслуженно.
Создавая образы, играющие на восприятие персонажей в целом, Зофрис вдохновлялась стилем таких див из прошлого, как Грейс Келли, Кэтрин Хепберн и Ингрид Бергман. Кобальтовое платье Эммы Стоун за 1,800 $ заменялось в следующих кадрах коралловым топом от H&M за 6 $, далее предметами гардероба из винтажных лавочек и различных интернет-магазинов, но все они отвечали главному критерию – были выполнены в символичных для «золотого века» Голливуда цветах и фасонах.
С гардеробом Райана Гослинга церемонились куда меньше. На весь фильм ему было достаточно 5 рубашек, 2 пары брюк и 3 пальто, и все его образы в одежде в каждой сцене состоят из той или иной комбинации этих 10 непритязательных предметов гардероба. Единственная характерная особенность его вещей – они максимально удобны для всех танцевальных партий.
Музыка и танцы
Не последнюю роль в том, что фильм уже признан каноническим, сыграл серьезнейший подход к подготовке к съемкам. Так, чтобы полностью влиться в роль прирожденного музыканта, Райан занимался с личным педагогом по фортепиано 6 раз в неделю по несколько часов. За счет этого к началу съемок, то есть за каких-то 3 месяца, Гослингу удалось научиться играть все необходимые композиции абсолютно естественно. Поэтому при съемках обошлись без монтажа и дублеров. Нет, конечно, Гослинг не последний человек в музыкальной среде. Напомним, что он уже 10-ый год состоит в группе Dead Man’s Bones в роли вокалиста.
При этом Эмма Стоун в многочисленных интервью отмечала, что сложнее всего ей давались как раз уроки пения. У нее низкий голос с хрипотцой, за счет чего каждое выступление было серьезным испытанием для ее голосовых связок. Обратим внимание, что сразу 2 музыкальных композиции, которые, конечно, исполняли Эмма и Райан, соревнуются в номинации «Лучшая песня», так что все 14 статуэток «Ла-Ла Ленд», разумеется, не получит.
Для танцевальных же сцен хореографы готовили актеров сначала порознь, а когда их уровень заметно улучшился, Райан и Эмма вместе посещали занятия по бальным танцам и степу.
В мюзикле также сыграл Джон Ледженд – звезда поп-сцены, обладатель 10-ти наград «Грэмми», одного «Золотого глобуса» и даже «Оскара» за лучшую песню. Джон также стал одним из исполнительных продюсеров «Ла-Ла Ленда».
А еще…
Картину снимали в редкой кинематографической системе синемаскоп-35, чтобы воссоздать чарующую атмосферу мюзиклов золотой эпохи Голливуда. Так, ретро-погружение обеспечивалось тем, что актер выступал будто бы не на камеру, а словно находясь на сцене, вокруг которой рассажены зрители. Все ради того, чтобы картине верили и отныне слово «мюзикл» в первую очередь ассоциировали именно с «Ла-Ла Лендом».
Фото: Getty Images