Культовые литературные злодеи, покорившие читателей далеко не самыми добросовестными поступками, зачастую вызывают гораздо больше сопереживания и интереса у читателей. И, как оказалось, далеко не все из них — плод воображения писателей. Предлагаем «перечитать» истории из жизни героев и узнать, кто на самом деле стал прообразом зла.
Сестра Рэтчед из романа Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом»
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки», пожалуй, является одной из самых популярных и известных экранизаций романа Кена Кизи. Но прежде кинокартины появилось само литературное произведение, один из самых ярких персонажей которого — жестокая и властная медсестра Милдред Рэтчед. Ее поведение вызывает у читателей бурю (мягко говоря) негативных эмоций, а издевательское отношение к пациентам психбольницы — желание хотя бы на время нейтрализовать персонажа. Это воплощение зла (как многие называют сестру Рэтчед) — не просто плод воображения Кена Кизи. Параллельно с учебой в Стэнфордском университете писатель подрабатывал в госпитале помощником психиатра, где и увидел старшую медсестру психиатрического отделения, реальное воплощение Милдред Рэтчед. Конкретного имени Кизи не называл, но спустя некоторое время признался, что слишком негативно окрасил поведение женщины и преувеличил ее агрессивные качества. Встретив ее после выхода книги, писатель был удивлен человечностью медсестры.
Профессор Мориарти из серии романов Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе
Гений преступного мира профессор Мориарти знаком всем от мала до велика. Его блестящий ум, злодейские планы и изощренные махинации будоражат фантазию и воображение читателей и зрителей, а схватки с не менее выдающимся Шерлоком Холмсом приковывают внимание и не позволяют вздохнуть спокойно (читайте также: Тест: сможете ли вы распутать детективное дело?). Откуда взялся этот правитель сети преступных организаций? Прообразом стал Адам Ворт, больше известный под псевдонимом «Наполеон преступного мира». Именно он занимал руководящую должность в криминальном сообществе в XIX веке. На счету мужчины числятся спланированные громкие ограбления и побеги из тюрем, управление подпольным казино, подделка ценных бумаг и, конечно, управление преступной сетью. Созданное тайное общество отличалось своей организованностью, слаженностью и осведомленностью. Самое удивительное — приказы исполнителям передавали посредники, поэтому никто из грабителей ничего не знал о своем лидере и даже при допросах не мог свидетельствовать против. В этом и заключалось основное сходство Адама Ворта с профессором Мориарти: преступники создавали гениальные планы, вот только действовали за них другие люди.
Вам пригодится:
Вито Корлеоне из романа Марио Пьюзо «Крестный отец»
Дон Корлеоне — один из любимых персонажей культовых произведений про итальянскую мафию. Глава сицилийской мафиозной семьи в Нью-Йорке — гангстер с большой буквы. Некоторые исследователи утверждают, что его прототипами стали целых четыре реальных преступных представителя, но мы выделим лишь наиболее известных: Фрэнка Костелло и Карло Гамбино. Криминальных авторитетов объединяли смекалка, влияние и могущество, распространявшееся на все гангстерское сообщество. Фрэнк Костелло выстраивал связи с влиятельными бизнесменами и политиками, тем самым повышая уровень своей безопасности. Деньги он в основном зарабатывал за счет азартных игр и бутлегерства. Карло Гамбино предпочитал не выделяться и не лезть на рожон, избегая тем самым большого количества неприятностей. Он постоянно находился в поисках новых источников прибыли, и именно под его руководством «семья» распространила свое влияние по всей территории США.
Эбенезер Скрудж из повести Чарльза Диккенса «Рождественская песнь»
Образ Скруджа представлен во многих кино- и литературных произведениях, в том числе и мультипликационных. Как выяснили литературоведы, все образы этого скупца сходятся к одному реально существовавшему человеку, о котором писал в своих письмах Чарльз Диккенс. Джон Элуэс — самый состоятельный скряга XIX века. Владелец крупных имений и большого состояния, доставшегося ему от дяди, внешним видом и образом жизни походил на обычного бродягу. Кстати, иногда его так и воспринимали, подавая ему милостыню. Мужчина предпочитал никогда не пользоваться услугами извозчика, чтобы избежать лишних трат. Если он попадал под ливень, то сушил одежду на себе — тогда можно было не разжигать камин и не тратить деньги на закупку дров. Стойким Джон Элуэс был и в отношениях с пищей: он не брезговал приготовить ужин из испорченных продуктов, пищевых отходов и любых засохших ингредиентов, оставшихся после предыдущей трапезы. При этом мужчина был щедр в вопросах азартных игр и лошадей. В конце жизни состояние Джона Элуэса оценивалось в 800 тысяч фунтов, тратил же он не более 50 фунтов в год (читайте также: Считают каждую копейку: самые жадные миллиардеры в истории).
Ганнибал Лектер из серии романов Томаса Харриса
Серия романов Томаса Харриса «Красный дракон», «Молчание ягнят», «Ганнибал» и «Восхождение Ганнибала» посвящена истории доктора-маньяка, который стал одним из самых известных убийц ХХ века. Образ безумного интеллектуала пугает и восхищает одновременно: талант, ум, жестокость и безумие слились воедино в одном человеке. Книги о докторе были экранированы далеко не один раз, а фильм «Молчание ягнят» с Энтони Хопкинсом в главной роли удостоился сразу пяти премий «Оскар». Фанатов, естественно, волновал вопрос, кто же вдохновил писателя на создание Ганнибала Лектера, и вскоре ответ был получен. Изначально преступника, образ которого лег в основу биографии персонажа, назвали вымышленным именем «доктор Салазар» — это был врач в одной из мексиканских тюрем в Монтеррее. Вскоре истинное имя все же узнали — хирург Альфредо Балли Тревино, приговоренный к пожизненному заключению за убийство своего любовника достаточно своеобразным способом (читайте также: Реальный Ганнибал Лектер: кто был прототипом самого жуткого киноманьяка).
Фото: кадры из фильмов