«Слепая девушка», Джон Эверетт Милле, 1856 год | marieclaire.ru
«Слепая девушка», Джон Эверетт Милле, 1856 год

Несмотря на то, что само название «прерафаэлиты» отсылает нас к XV веку, когда творили предшественники Рафаэля и Микеланджело, а Раннее Возрождение только готовило почву для этих великих мастеров, на самом деле оно объединяет под собой ряд художников второй половины XIX века. Связь с теми, кто был «перед Рафаэлем», тем не менее все равно имеется. 

«Леди Лилит», Данте Габриэль Россетти, 1868 год
«Леди Лилит», Данте Габриэль Россетти, 1868 год
«Подружка невесты», Джон Эверетт Милле, 1851 год
«Подружка невесты», Джон Эверетт Милле, 1851 год
Фрагмент картины «Офелия», Джон Эверетт Милле, 1852 год
Фрагмент картины «Офелия», Джон Эверетт Милле, 1852 год
«Беата Беатрикс», Данте Габриэль Россетти, 1864 год
«Беата Беатрикс», Данте Габриэль Россетти, 1864 год

Вдохновителями прерафаэлитам служат флорентийцы Фра Анджелико, Джованни Беллини, Ботичелли и другие творцы Кватроченто — самого чувственного и вдохновенного времени XV века. В те времена своими шедеврами они показывали, что искусство готово переступить через строгие средневековые шаблоны готики. Анджелико украшал религиозные сюжеты гаммой чистых цветов и золотым сиянием, а Джованни Беллини размывал грани между священным и светским, еще заметнее пускал в ход приемы античного искусства и оживлял их яркостью, образностью.

Прерафаэлиты, так же как и их кумиры, выступали против академизма, условностей, канонов и образцов. Сторонники такого протеста — Данте Габриэль Россетти, Джон Эверетт Милле, Уильям Холман Хант и другие — объединились в «Братство прерафаэлитов» в 1848 году. Простота, ясность и искренность полотен, предшествующих творчеству мастеров вершины Ренессанса, были для прерафаэлитов способом увести английскую живопись от гибельных традиций. Они пишут картины с натуры, работают на пленэре, не ориентируются на правила.

«Amaryllis (The Shepherdess)», Уильям Холман Хант, 1884 год
«Amaryllis (The Shepherdess)», Уильям Холман Хант, 1884 год
«Прозерпина», Данте Габриэль Россетти, 1874 год
«Прозерпина», Данте Габриэль Россетти, 1874 год
«Срывайте розы поскорей», Джон Уильям Уотерхаус, 1909 год
«Срывайте розы поскорей», Джон Уильям Уотерхаус, 1909 год
«Мариана», Джон Эверетт Милле, 1851 год
«Мариана», Джон Эверетт Милле, 1851 год
«Sancta Lilias», Данте Габриэль Россетти, 1874 год
«Sancta Lilias», Данте Габриэль Россетти, 1874 год

«Живой покров любви скрывал едва ли ее шаги — так лилия цветет и проплывает лебедь-галиот». Данте Габриэль Россетти

«Видение Фьяметты», Данте Габриэль Россетти, 1878 год
«Видение Фьяметты», Данте Габриэль Россетти, 1878 год
«Дневные мечты», Данте Габриэль Россетти, 1877 год
«Дневные мечты», Данте Габриэль Россетти, 1877 год

Еще одна заслуга прерафаэлитов — новый взгляд на женскую красоту. Он воплотился в британке Элизабет Сиддал — чувственной, рыжеволосой, бледной, тонкой. С нее Милле писал свою знаменитую «Офелию» — утопленницу, сохранившую прекрасный, неземной облик после смерти. Сиддал позировала художнику в ванне, воду в которой Милле подогревал лампами, чтобы натурщица не замерзла, потому что они работали над картиной зимой. Один раз эти лампы погасли, вода стала холодной, и Элизабет простудила легкие. Здоровье было подорвано и ухудшалось, к чему примешивалась еще и депрессия. В конечном счете муза прерафаэлитов скончалась от передозировки опиума.

Несмотря на успехи работ прерафаэлитов, признание общества, появление на выставках, уже в 1853 году «Братство» распадется. Но шедевры пережили их создателей и продолжают восхищать публику и сегодня.

Фрагмент картины «Гилас и нимфы», Джон Уильям Уотерхаус, 1896 год
Фрагмент картины «Гилас и нимфы», Джон Уильям Уотерхаус, 1896 год
«Пылающий июнь», Фредерик Лейтон, 1895 год
«Пылающий июнь», Фредерик Лейтон, 1895 год
«Зачарованный Мерлин», Эдвард Берн-Джонс, 1877 год
«Зачарованный Мерлин», Эдвард Берн-Джонс, 1877 год