Блог Marie Claire разобрался в аллюзиях «Последнего восстания», «Пира Трималхиона» и Allegoria Sacra, впервые собранных под одной крышей на выставке в обновленном «Манеже». Вместе с Евгением Святским мы пересмотрели трилогию и выделили семь художественных ассоциаций, которые могут возникнуть у вас во время просмотра выставки.
«Мы считаем, что искусство не делится на обособленные, не связанные между собой периоды. Своего рода цитаты из искусства разных времен для нас важны, они являются органичной частью нашего художественного языка»
1. Теодор Жерико «Плот Медузы»
Один из самых выразительных символов крушения мира изображен в виде терпящего бедствие плота «Медузы». Воинственные подростки-андрогины, стремящиеся к самоуничтожению, в «Последним восстании» противопоставлен беспомощным героям Жерико.
2. Караваджо
Нежные подростки с полотен Караваджо трансформируются в «Последнем восстании» AES+F в жестоких участников компьютерных сражений, в бессмертных богов виртуальной эры.
3. Портрет Наполеона
Афроамериканец из «Пира Трималхиона» держит лыжи также гордо, как Наполеон свой скипетр на полотне Энгра. Его поза властная и уверенная. Сюжет видеоинсталляции разворачивается в многозвездочном отеле all inclusive, который становится метафорой мира потребления, развлечений и культа SPA.
4. Снятие Иисуса с креста
Даниля Поляков, сыгравший в «Пире Трималхиона», изображает утомленного развлечениями постояльца отеля. Его поза на тренажере, выражающая страдание, – гротескная аллюзия на классические изображения распятого Христа.
5. «Космическая Одиссея»
Стюардессы будущего из Allegoria Sacra в точности копируют девушек из «Космической Одиссеи» Кубрика. Действие заключительной части трилогии происходит в аэропорту. Зал ожидания символизирует чистилище, в котором души ожидают окончательное решения об их будущем пребывании – в Аду или в Раю.
6. Марокканский период Делакруа
Романтическая битва в пустыне – схватка арабов с туристами, ожидающими свой рейс в аэропорту, – отсылает к работам Эжена Делакруа, среди которых «Охота на львов» и марокканские сюжеты.
7. Легенды об отрубленных головах
Сцены снов из Allegoria Sacra, в которых женщины играют с отрубленными головами мужчин, восходит к библейским сюжетам о Саломеи и Юдифи, чья роковая красота погубила пророка Иоанна Крестителя и полководца Олоферна.
Евгений Святский, участник AES+F:
«Современная визуальная культура тесно связана с законами классического искусства. Искусство прошлого преломляется в призме новой культуры, поворачивается неожиданными гранями. Обратите внимание на кино, компьютерные игры, телерекламу и баннеры на улицах – вы увидите, что культура и искусство – это река, единый поток, в котором современное искусство и наследие старых мастеров пересекаются и взаимодействуют, иногда довольно причудливо».
Выставка продлится до 12 октября