В этом году отмечается 150-летие со дня рождения великого балетного антрепренера, художественного критика, организатора выставок, автора статей и книг, создателя «Мира искусства» Сергея Дягилева. Его знаменитые «Русские балеты» произвели настоящую реформу в театральной сфере, его танцовщики и хореографы сформировали облик балета ХХ века, а его художники определили принципы оформления спектаклей, которые актуальны и в современном театре.
Опережая свое время, Дягилев прекрасно понимал важность рекламы, поэтому всегда заранее готовил публику. Генеральные репетиции, показы перед специально приглашенной аудиторией — журналистами, критиками, влиятельными персонами — часто определяли судьбу будущего спектакля. Благодаря этой практике, а также растущей популярности балета публика все больше начинала интересоваться закулисной жизнью антрепризы.
Именно этой скрытой от глаз посторонних стороне балета и посвящена выставка «Дягилев. Генеральная репетиция». Экспозиция дает возможность оказаться по ту сторону занавеса, за кулисами, открыть для себя мир репетиционных залов, декорационных и пошивочных цехов, гримерных — иными словами, прозу балетных будней. Как напоминание о цели этих усилий в экспозиции присутствует пунктирный ритм — балетные записи, которые транслируются на экранах и прорезают бархатную волну занавеса, «отделяющую» посетителей выставки от гипотетического зрительного зала.
В собрании Государственной Третьяковской галереи представлена одна из самых впечатляющих коллекций, связанных с «Русскими балетами». Эскизы костюмов и декораций, фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Л.Ф. Мясина, С.М. Лифаря, Б.Ф. Нижинской и знаменитых этуалей Т. П. Карсавиной, О. А. Спесивцевой, А. П. Павловой, И. М. Бароновой и других из коллекции М.Ф. Ларионова, книги по истории «Русских балетов», а также биографии С.П. Дягилева станут частью новой масштабной экспозиции.
Конечно же, выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Подобно тому, как Дягилев строил афишу гастрольных выступлений в зависимости от возможностей труппы, экспозиция соединяет эпизоды разного времени, выбирая те спектакли, которые в данный момент Галерея имеет возможность «показать» зрителю с наиболее выигрышной стороны, и, разумеется, представляет свои недавние приобретения, ставшие яркими дополнениями «дягилевской коллекции»: костюмы к балетам, созданные по проектам А. Я. Головина, Л.С. Бакста, Н.С. Гончаровой, А. Матисса, Н.К. Рериха, и декорация к спектаклю «Половецкие пляски» — одной из самых известных постановок «Русских балетов».
Нужно отметить, что именно Дягилев придал балетному реквизиту статус музейного экспоната. При работе над спектаклем он настаивал на личном участии художников не только в подготовке эскизов, но и в исполнении костюмов и написании декораций. В программках балетов часто воспроизводились портреты авторов декораций и костюмов. Имена известных художников служили дополнительной рекламой постановки.
В 1926 году в момент финансового кризиса, Дягилев продал занавес к балету «Треуголка», подписанный П. Пикассо, чтобы найти средства на новый сезон. В конце 1960-х состоялась серия аукционов «Сотбис», на которых впервые в истории торгов продавались театральные костюмы. В числе представленных там лотов — экспонируемые на выставке костюмы, которые стали теперь частью музейного собрания Государственной Третьяковской галереи.
Первая презентация этих уникальных артефактов — своего рода генеральная репетиция будущего зала Сергея Дягилева, который Третьяковская галерея планирует открыть после реконструкции здания на Крымском Валу. В чем-то очень дягилевский — по масштабу замысла и сложности реализации, этот проект может стать исполнением так и не осуществившейся мечты импресарио о гастролях «Русского балета Сергея Дягилева» в России.
Фото: архивы пресс-служб