«Дягилев. Генеральная репетиция»: полный гид по выставке | marieclaire.ru

В этом году отмечается 150-летие со дня рождения великого балетного антрепренера, художественного критика, организатора выставок, автора статей и книг, создателя «Мира искусства» Сергея Дягилева. Его знаменитые «Русские балеты» произвели настоящую реформу в театральной сфере, его танцовщики и хореографы сформировали облик балета ХХ века, а его художники определили принципы оформления спектаклей, которые актуальны и в современном театре.

Опережая свое время, Дягилев прекрасно понимал важность рекламы, поэтому всегда заранее готовил публику. Генеральные репетиции, показы перед специально приглашенной аудиторией — журналистами, критиками, влиятельными персонами — часто определяли судьбу будущего спектакля. Благодаря этой практике, а также растущей популярности балета публика все больше начинала интересоваться закулисной жизнью антрепризы.

Именно этой скрытой от глаз посторонних стороне балета и посвящена выставка «Дягилев. Генеральная репетиция». Экспозиция дает возможность оказаться по ту сторону занавеса, за кулисами, открыть для себя мир репетиционных залов, декорационных и пошивочных цехов, гримерных — иными словами, прозу балетных будней. Как напоминание о цели этих усилий в экспозиции присутствует пунктирный ритм — балетные записи, которые транслируются на экранах и прорезают бархатную волну занавеса, «отделяющую» посетителей выставки от гипотетического зрительного зала.

Валентин Серов (1865–1911). Выезд на охоту. 1911 год. Эскиз занавеса для балета «Шехеразада» на музыку одноименной симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова. Картон, гуашь. Государственная Третьяковская галерея.
Валентин Серов (1865–1911). Выезд на охоту. 1911 год. Эскиз занавеса для балета «Шехеразада» на музыку одноименной симфонической сюиты Н.А. Римского-Корсакова. Картон, гуашь. Государственная Третьяковская галерея.

В собрании Государственной Третьяковской галереи представлена одна из самых впечатляющих коллекций, связанных с «Русскими балетами». Эскизы костюмов и декораций, фотографии балетных спектаклей и репетиций, портреты хореографов Л.Ф. Мясина, С.М. Лифаря, Б.Ф. Нижинской и знаменитых этуалей Т. П. Карсавиной, О. А. Спесивцевой, А. П. Павловой, И. М. Бароновой и других из коллекции М.Ф. Ларионова, книги по истории «Русских балетов», а также биографии С.П. Дягилева станут частью новой масштабной экспозиции.

Конечно же, выставка «Дягилев. Генеральная репетиция» не ставит целью охватить всю историю антрепризы. Подобно тому, как Дягилев строил афишу гастрольных выступлений в зависимости от возможностей труппы, экспозиция соединяет эпизоды разного времени, выбирая те спектакли, которые в данный момент Галерея имеет возможность «показать» зрителю с наиболее выигрышной стороны, и, разумеется, представляет свои недавние приобретения, ставшие яркими дополнениями «дягилевской коллекции»: костюмы к балетам, созданные по проектам А. Я. Головина, Л.С. Бакста, Н.С. Гончаровой, А. Матисса, Н.К. Рериха, и декорация к спектаклю «Половецкие пляски» — одной из самых известных постановок «Русских балетов».

Гончарова Н.С. 1881-1962. Женщина в розовом платье и кокошнике. Эскиз костюма к балету «Свадебка» (?). Конец 1910-х. Картон, акварель, пастель, белила, алюминиевая краска, графитный карандаш. Дар в 1989 году А.К. Ларионовой-Томилиной
Гончарова Н.С. 1881-1962. Женщина в розовом платье и кокошнике. Эскиз костюма к балету «Свадебка» (?). Конец 1910-х. Картон, акварель, пастель, белила, алюминиевая краска, графитный карандаш. Дар в 1989 году А.К. Ларионовой-Томилиной
Гончарова Н.С. 1881-1962. Танцующая Шемаханская царица. 1937 год. Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш, белила. Передача произведения от Эвелин Курнанд, гражданки США, проживающей в Париже, через МК СССР в 1983 году.
Гончарова Н.С. 1881-1962. Танцующая Шемаханская царица. 1937 год. Бумага, акварель, бронзовая краска, графитный карандаш, белила. Передача произведения от Эвелин Курнанд, гражданки США, проживающей в Париже, через МК СССР в 1983 году.

Нужно отметить, что именно Дягилев придал балетному реквизиту статус музейного экспоната. При работе над спектаклем он настаивал на личном участии художников не только в подготовке эскизов, но и в исполнении костюмов и написании декораций. В программках балетов часто воспроизводились портреты авторов декораций и костюмов. Имена известных художников служили дополнительной рекламой постановки.

В 1926 году в момент финансового кризиса, Дягилев продал занавес к балету «Треуголка», подписанный П. Пикассо, чтобы найти средства на новый сезон. В конце 1960-х состоялась серия аукционов «Сотбис», на которых впервые в истории торгов продавались театральные костюмы. В числе представленных там лотов — экспонируемые на выставке костюмы, которые стали теперь частью музейного собрания Государственной Третьяковской галереи.

Первая презентация этих уникальных артефактов — своего рода генеральная репетиция будущего зала Сергея Дягилева, который Третьяковская галерея планирует открыть после реконструкции здания на Крымском Валу. В чем-то очень дягилевский — по масштабу замысла и сложности реализации, этот проект может стать исполнением так и не осуществившейся мечты импресарио о гастролях «Русского балета Сергея Дягилева» в России.

Фото: архивы пресс-служб