Когда мы говорим «швейцарские часы», мы подразумеваем самый точный часовой механизм. Когда мы говорим «самый точный часовой механизм», мы подразумеваем Zenith. И действительно — вклад швейцарской часовой мануфактуры Zenith в область высокоточного измерения времени не может не восхищать. Так, марка, основанная в далеком 1865 по сей день продолжает работать над тем, что у нее удается лучше всего: создание высокоточных часовых механизмов. За годы и века своего существования, за ее плечами — около 2330 наград за хронометрическую точность и самые выдающиеся в истории часового искусства модели, например, первый в мире автоматический калибр хронографа El Primero, часы Chronomaster Sport, способные измерять время с точностью до 1/10 секунды и часы Defy 21, измеряющей время с точностью до 1/100 секунды.
Выпущенная этим летом модель Zenith под названием Calibre 135 Observatorie Limited Edition — это уникальные часы, которых в мире существует всего 10 экземпляров. Внутри каждого из них — механизм Calibre 135-O, вошедший в историю. Его марка выпускала в период с 1949 по 1962 годы, а предназначался он для хронометрических соревнований, организуемых обсерваториями Невшателя, Женевы, Кью-Теддингтона и Безансона. Эти механизмы «O», которые никогда не продавались и не ставились в корпус наручных и карманных часов, прошли строгие испытания при контрастных температурах, тест на ударопрочность и работу в шести положениях, неизменно демонстрируя хронометрическую точность с минимальными погрешностями хода. Calibre 135-O, имеющий в своем активе более 230 наград за точность хода, стал механизмом, получившим самое большое количество призов в испытаниях, организованных обсерваториями, за всю историю часового искусства.
«Эти механизмы были изготовлены для соревнований. Они не предназначались для того, чтобы их носили и чтобы они были эстетически притягательны», — так комментирует создание этой модели Александр Готби из аукционного Дома Phillips, с которыми Zenith уже сотрудничал над созданием уникальных моделей и эксклюзивных творений. «И раз мы решили сделать на основе этого знаменитого калибра часы, к кому нам стоило бы обратиться за тем, чтобы сделать его еще совершеннее? Ответ пришел сразу же: Кари Вутилайнен. Он абсолютный мастер».
Объединение Phillips in Association with Bacs & Russo пригласило знаменитого независимого мастера Кари Вутилайнена для реставрации и ручной отделки некоторого количества механизмов Zenith Calibre 135-O, каждый из которых одержал победу в соревнованиях на хронометрические качества, проводимых обсерваториями. Результат — современный хронометр, выпущенный серией из 10 экземпляров, эксклюзивную продажу которых осуществляет подразделение Phillips in association with Bacs & Russo.
Именно благодаря работе Кари Вутилайнена по реставрации и отделке этих исторических механизмов они превратились из чисто соревновательных устройств в произведения часового искусства высшего уровня.
Круглый платиновый 38-мм корпус органично продолжается креплениями сужающейся формы, накрытыми безелем. Крупная заводная головка с насечками украшена современным логотипом Zenith со звездой. Объемное сапфировое стекло закрывает выпуклый черный циферблат из стерлингового серебра с гравированным в технике гильоше мотивом «рыбья чешуя», выполненный в мастерской Comblémine Кари Вутилайнена. На крупный секундный индикатор в положении «6 часов» нанесен серийный номер механизма, что свидетельствует об уникальном характере каждого экземпляра этих часов и о том, что каждый из этих механизмов был отрегулирован именитыми хронометристами Шарлем Флеком и Рене Жигаксом, а затем прошел через опытные руки Кари Вутилайнена и мастеров его команды. Внизу циферблата — надпись «Neuchâtel», так как и Мануфактура Zenith, и мастерская Кари Вутилайнена, и историческая обсерватория, где Calibre 135-O одерживал одну победу за другой в золотой век хронометрических соревнований — все они находятся в кантоне Невшатель.
Эстетика исторического механизма, тщательно очищенного и декорированного мастером по реставрации, включает вручную скошенные и отполированные края мостов золотистого цвета, винты с головками с полированными и скошенными краями, круговое зернение на платине, спиральное матирование на гребенке и колесах заводной головки и многое другое. Бережно сохранив при реставрации и декорировании оригинальную регулировку и тонкую настройку механизмов, выполненную Флеком и Жигаксом, Кари Вутилайнен подчеркивает: «Те, кто работали над этими механизмами, были лучшими часовщиками своего времени. Они владели мастерством, позволяющим делать столь точные вещи. Эта точность сохранилась и спустя 70 лет. Мы были просто обязаны сберечь это совершенство».
Фото: архивы пресс-служб.