Официальный биограф принцессы Маргарет Кристофер Уорвик был близок к королевской семье и много беседовал с героиней своего труда ней наедине. Биография его авторства была опубликована в 1983 году, а позже он нередко давал комментарии о Маргарет, дворе и монархе. Эксперт выяснил, что образование было главным «яблоком раздора» между сестрами.
«Принцесса Елизавета стала наследницей в 10 лет, и было сочтено, что ей нужно обучаться конституционной истории [Великобритании] и европейской истории, и человеком, который был выбран для этого, был сэр Генри Мартин, вице-ректор Итонского колледжа», — сказал Уорвик в ходе документального фильма Channel 5 «Елизавета и Маргарет: любовь и верность». До сих пор обучением сестер занималась гувернантка, но как только отец девочек взошел на престол, судьбы его дочерей начали развиваться по-разному.
Маргарет продолжила получать типичное аристократическое женское образование — обучалась французскому и фортепиано. Позже принцесса часто сокрушалась, размышляя об упущенных возможностях. Кристофер Уорвик вспоминал: «Однажды я разговаривал с [Маргарет] об этом, и она заявила: „Я бы могла сказать, что это было яблоком раздора“. И я ответил: „Что ж, это было очень недальновидно, потому что ваш дед, король Георг V, был вторым сыном, ваш отец, король Георг VI, был вторым сыном, и вы были вторым ребенком — буквально в шаге от трона, унаследованного Елизаветой“. „Да, я знаю, — сказала она, — это было очень недальновидно“».
«Маргарет действительно возмущалась отсутствием хорошего образования, и она очень винила в этом свою мать, — подтвердил другой эксперт в ленте „Елизавета и Маргарет: любовь и верность“. — Я не думаю, что она когда-либо простила ее за это, если быть честным». Главным образом документальный фильм фокусируется на отношениях сестер. Он рассказывает об их близости в детстве, взрослой жизни, а также любви и соперничестве, которые повлияли на них (читайте также: Лилибет и Марго: подлинная история непростых отношений Королевы и ее младшей сестры).
Чем было продиктовано решение родителей принцессы, не сделавших ставку на сильное образование младшей дочери, не вполне ясно. Они могли руководствоваться традицией и дать своей дочери неплохое домашнее обучение типичной представительницы высшего света, полагая, что это все, что пригодится Маргарет в жизни. С другой стороны, благодаря книге «Гувернантка» стало известно, что у сестер было совершенно разное отношение к учебе: в своих мемуарах гувернантка Их Высочеств поведала о навязчивых мыслях Елизаветы и ее перфекционизме (читайте также: Непростая юность: детские привычки Королевы, беспокоившие ее близких).
Маргарет же вела себя как обычный ребенок и часто подтрунивала над одержимостью будущей королевы порядком. Также известно, что отец принцесс Георг VI не был очень одаренным учеником — любые занятия были для него серьезной тяготой. Вполне может быть, что он просто решил не подвергать свою дочь тем же испытаниям без особенной надобности.
Фото: Getty Images